Итак, Формула-1. Сезон 1966 года. Тут надо пояснить, что все события вымышлены, ничего подобного в сезоне 66-го года не происходило, и вообще вот именно таких событий в связке никогда не было. Тем не менее, каждый сценарный ход - это реальность для автогонок. Пусть что-то в реальности было не вполне так, но могло быть и так. Пусть никогда не было конкретно этих гонщиков, но это собирательные образы.
И добавим сюда реальные съемки с реальных трасс - съемочная команда весь сезон ездила следом за "Формулой"; как только заканчивались гонки - за работу принимались киношники. А на гран-при Бельгии машина с прикрепленной камерой и вовсе ехала следом за пелотоном.

Фото со съемок фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год) // фото из открытых источников
Поражает и визуальное решение фильма. Каждый кадр на месте. Переходы от эпизода к эпизоду безупречны. Полиэкран... по факту, это единственный фильм (виденный мной к настоящему времени), где полиэкран был не просто уместен, а необходим. Если вы меня спросите - как должна выглядеть идеальная "картинка" в фильме, я скажу - как в "Гран-при". Здесь нет ничего вычурного и нарочитого, ставка сделана на естественность, и эта естественность - настоящая, а не искусственная.

Кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Да-да, я тот человек, который не ценит визуальные выкрутасы и не понимает счастья пять минут лицезреть туманы-растуманы или развалины с помойкой. И я считаю, что, если у режиссёра есть интересная история, которую он может рассказать, то визуальная составляющая будет помогать ему, а не заменять собой повествование. Иное, увы, говорит либо об отсутствии идей, либо о профнепригодности.
Но это к делу не относится, вернусь к фильму :)
Главных персонажей четверо, все они, конечно, пилоты Формулы-1 и, участвуя в сезоне 1966 года, претендуют на победу в общем зачёте. Гоночные эпизоды тесно переплетаются с личными историями гонщиков, у каждого из них есть определённые проблемы, и далеко не каждый умеет отключаться на трассе.

Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Вот Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд). Гонка в Монте-Карло стала для него роковой - сложная травма. Все уверены, что он больше никогда не сядет за руль: все, кроме жены. Она единственная знает, что гонки для Скотта - не просто любимая профессия, он каждый раз доказывает, что не хуже своего брата Роже, тоже автогонщика, погибшего несколько лет назад. Стоддард одержим, он соревнуется не с реальными соперниками, а с погибшим братом.

Пит Арон (Джеймс Гарнер) /слева/, кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Пит Арон (Джеймс Гарнер) - невольный виновник травмы Скотта и его напарник. Напрямую Пит не виновен - проблема была в машине. Но для руководителя команды он стал неугоден: проще признать виновным гонщика, чем себя. Теперь Питу придется искать другую команду, а посреди сезона это практически невозможно: во всех командах уже есть пилоты.

Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан) вполне успешен и, пожалуй, у него больше всех шансов выиграть в общем зачёте этого сезона. Есть только одно "но" - он ветеран, он уже устал от гонок. Но хуже всего другое - его усталость замечают и другие. И никто не знает, что будет, если Сарти не выиграет гонку, потому что "загнанных лошадей пристреливают"...

Нино Барлини (Антонио Сабато-ст.), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Нино Барлини (Антонио Сабато-ст.) в "Формуле-1" два года, но уже зарекомендовал себя отлично. Если Сарти морально готовится к тому, что карьера подходит к концу, то для Нино всё только начинается.

Кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)
Фамилии персонажам фильма "Гран-при"/"Большой приз" дали реальные гонщики, которые были дублёрами на картине. Конечно, фамилии слегка изменили, но всё равно понятно. Это Джон Сёртис, Крис Эймон, Джеки Стюарт и Лоренцо Бандини.
Нет, это не прототипы, это именно дублёры.
Моя оценка 5+
Кино от А до Я. Зарубежное кино 60-х
Journal information