Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

"Большой приз"/"Гран-при"/ (США, 1966)

Это великолепно! Это вдвойне великолепно, если вы увлекаетесь "Формулой 1" или другими автогонками. Но, даже если вы не любитель этого вида спорта, я всё равно рекомендую фильм "Большой приз"/"Гран-при" (режиссёр Джон Франкенхаймер), поскольку он совершенно замечателен. Ну а если любитель, то вы еще и оцените мастерство съемочной команды, которая сумела передать весь нерв и драйв автогонок так круто, что далеко не каждый реальный заезд сравнится с фильмом по количеству выделенного организмом адреналина.

Итак, Формула-1. Сезон 1966 года. Тут надо пояснить, что все события вымышлены, ничего подобного в сезоне 66-го года не происходило, и вообще вот именно таких событий в связке никогда не было. Тем не менее, каждый сценарный ход - это реальность для автогонок. Пусть что-то в реальности было не вполне так, но могло быть и так. Пусть никогда не было конкретно этих гонщиков, но это собирательные образы.

И добавим сюда реальные съемки с реальных трасс - съемочная команда весь сезон ездила следом за "Формулой"; как только заканчивались гонки - за работу принимались киношники. А на гран-при Бельгии машина с прикрепленной камерой и вовсе ехала следом за пелотоном.


Фото со съемок фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год) // фото из открытых источников

Поражает и визуальное решение фильма. Каждый кадр на месте. Переходы от эпизода к эпизоду безупречны. Полиэкран... по факту, это единственный фильм (виденный мной к настоящему времени), где полиэкран был не просто уместен, а необходим. Если вы меня спросите - как должна выглядеть идеальная "картинка" в фильме, я скажу - как в "Гран-при". Здесь нет ничего вычурного и нарочитого, ставка сделана на естественность, и эта естественность - настоящая, а не искусственная.


Кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Да-да, я тот человек, который не ценит визуальные выкрутасы и не понимает счастья пять минут лицезреть туманы-растуманы или развалины с помойкой. И я считаю, что, если у режиссёра есть интересная история, которую он может рассказать, то визуальная составляющая будет помогать ему, а не заменять собой повествование. Иное, увы, говорит либо об отсутствии идей, либо о профнепригодности.

Но это к делу не относится, вернусь к фильму :)

Главных персонажей четверо, все они, конечно, пилоты Формулы-1 и, участвуя в сезоне 1966 года, претендуют на победу в общем зачёте. Гоночные эпизоды тесно переплетаются с личными историями гонщиков, у каждого из них есть определённые проблемы, и далеко не каждый умеет отключаться на трассе.


Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Вот Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд). Гонка в Монте-Карло стала для него роковой - сложная травма. Все уверены, что он больше никогда не сядет за руль: все, кроме жены. Она единственная знает, что гонки для Скотта - не просто любимая профессия, он каждый раз доказывает, что не хуже своего брата Роже, тоже автогонщика, погибшего несколько лет назад. Стоддард одержим, он соревнуется не с реальными соперниками, а с погибшим братом.


Пит Арон (Джеймс Гарнер) /слева/, кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Пит Арон (Джеймс Гарнер) - невольный виновник травмы Скотта и его напарник. Напрямую Пит не виновен - проблема была в машине. Но для руководителя команды он стал неугоден: проще признать виновным гонщика, чем себя. Теперь Питу придется искать другую команду, а посреди сезона это практически невозможно: во всех командах уже есть пилоты.


Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан) вполне успешен и, пожалуй, у него больше всех шансов выиграть в общем зачёте этого сезона. Есть только одно "но" - он ветеран, он уже устал от гонок. Но хуже всего другое - его усталость замечают и другие. И никто не знает, что будет, если Сарти не выиграет гонку, потому что "загнанных лошадей пристреливают"...


Нино Барлини (Антонио Сабато-ст.), кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Нино Барлини (Антонио Сабато-ст.) в "Формуле-1" два года, но уже зарекомендовал себя отлично. Если Сарти морально готовится к тому, что карьера подходит к концу, то для Нино всё только начинается.


Кадр из фильма "Большой приз" /"Гран-при"/ Grand Prix (США, 1966 год)

Фамилии персонажам фильма "Гран-при"/"Большой приз" дали реальные гонщики, которые были дублёрами на картине. Конечно, фамилии слегка изменили, но всё равно понятно. Это Джон Сёртис, Крис Эймон, Джеки Стюарт и Лоренцо Бандини.

Нет, это не прототипы, это именно дублёры.

Моя оценка 5+

Кино от А до Я. Зарубежное кино 60-х
Tags: #62дняпроекта, #летовместе, 60-е, 62дняпроекта, Автогонки, Зарубежные фильмы, От А до Я, Спортивные фильмы, Фильмы США, летовместе
Subscribe

Posts from This Journal “От А до Я” Tag

promo kino_sssr february 10, 2030 23:08 41
Buy for 100 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и более позднее, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments