Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Трусливый слабак или благородный герой, как считаете? ("Храни меня, мой талисман")

Фильм Романа Балаяна нельзя считать удачным - и дело тут вовсе не в том, нравится он или нет, а в том, что режиссёр не сумел ясно воплотить свой замысел. Процитирую:

Я был поражён, когда на обсуждении «Талисмана» один критик, да ещё женщина, сказала: «Здесь герой празднует труса». Боже мой, мы показали мучения человека, который идёт не убивать, а умирать. Сомнения Алексея коснулись всех его представлений о себе. В нём вдруг как бы всё «село», пошатнулось. Не мог же он себя убить! Вот и вылетела эта дурацкая фраза: «Я вызываю вас на дуэль». То была игра с самим собой, и он бросил жребий. Критики, правда, решили, что он либо дурак, либо трус.

Я - как те критики: для меня герой и дурак, и трус.


Алексей (Олег Янковский), Митя (Александр Збруев) и Татьяна (Татьяна Друбич), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

Но давайте вспомним - как это было в фильме. Предупреждение: будут спойлеры, поэтому, если вы "Храни меня, мой талисман" не видели, то лучше сначала посмотреть.

Итак, Болдино, пушкинские места. Алексей Дмитриев (Олег Янковский), журналист, приезжает делать репортаж о праздновании в Болдино, о музее в целом. Приезжает вместе с женой Татьяной (Татьяна Друбич), которую любит и с которой, судя по всему, вступил в брак недавно. Пара влюбленно дурачится, нежные чувства, что называется, налицо, несмотря на разницу в возрасте.

Директор музея Дмитрий (Александр Збруев) - друг Алексея; у него супруги и останавливаются.

Всё действо происходит на фоне, так сказать, Пушкина - молодежный театр репетирует странную авангардистскую постановку по мотивам Пушкина, бабушки поют старинные песни и дикие частушки-новодел, тут и киносъемки, и журналисты, и важные гости - Козаков с Окуджавой, рассказывающие о своем восприятии поэта. Всё это снято в документальном стиле, но всего этого слишком много.


Булат Окуджава с фольклорным ансамблем, кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

А вот во всем, что касается сюжетообразующей истории, - полное отсутствие необходимого.

Зритель не видит никаких сомнений Алексея по части всех его представлений о себе. Зритель видит идиотскую и надуманную ситуацию, в которой главный герой поддается на очень толстый троллинг (как бы сейчас это назвали) и совершает идиотские поступки.


Алексей (Олег Янковский), Татьяна (Татьяна Друбич), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986). Алексей посмеивается на Климовым, подкалывает его, утонченно издевается. Но смеётся тот, кто смеётся последним...

Начинается всё невинно - к гуляющей чете Дмитриев подходит некий молодой человек по фамилии Климов (Александр Абдулов) и интересуется вопросом, касающимся Пушкина с Дантесом.

Перефразированно: мол, а с чего это Пушкин взбеленился, если и сам не чурался ухаживать за чужими женами? На что Дмитриев отвечает весьма пафосно. В наше время такие ответы высмеивают мемом "Вы не понимаете, это совсем другое".

Ну да, в представлении Алексея Пушкин - святой, а потому ему прощается всё. Знакомо, да?


Климов (Александр Абдулов), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

О Климове тут надо сказать отдельно: в фильме он представлен непонятно кем. Кто такой, откуда взялся, зачем пристал к журналисту? Считается, что гражданину Климову, редиске, было невыносимо смотреть на влюбленную пару, а потому он решил им подгадить.

Однако маленькая заметочка в журнале "Советский Экран" (№14/1986) проясняет ситуацию. Там пишут, что Климов - болдинский метеоролог. То есть, местный. Местный циник, да, который не испытывает священного трепета и которому, судя по всему, пафосные граждане надоели хуже горькой редьки - и он таким способом развлекается: троллит высоколобых.

Правда, в этот раз шутка зашла слишком далеко.

Алексей и Дмитрий разговаривают у последнего в кабинете. Постоянно звонит телефон, деловые разговоры. Раздается очередной звонок, на том конце провода - молчание. Дмитрий с чего-то решает, что это Татьяна и передает трубку Алексею. Как только журналист "алёкает", собеседник пищащим искаженным голосом пропевает "рогоносец".


Алексей (Олег Янковский), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

Растерянный журналист идет домой и застает там Климова с Татьяной. Нет, ничего ужасного он не видит - оба "застуканных" одеты, беспорядка в одежде нет, беспорядка в комнате и следов борьбы - тоже нет.

Однако Климов ведет себя глумливо, а у Татьяны такой вид, будто ей то ли стыдно, то ли она ужасно себя чувствует. Вообще впечатление создается, что женщина с Климовым в сговоре; более того - что в сговоре участвовал и Дмитрий, ибо ничем иным не объяснить тот факт, что директор музея в ответ на молчание в телефонной трубке решил передать трубу другу.

И что же наш герой? Он пытается выяснить - что тут происходит? Нет. Он бьет Климова? Тоже нет. Или, может, он убегает в лес страдать? Да нет же! Он вызывает нахала на дуэль.

Вот здесь, видимо, собака и порылась - именно тут зритель должен понять, что Алексей пошел умирать. Потому что накануне в разговоре с Климовым он сообщил, что Пушкин, хоть и участвовал в дуэлях, но никого не убил. Соответственно, мы должны осознать, что журналист наш равняет себя не менее, как с Пушкиным. Вжился в роль, так сказать.


Алексей (Олег Янковский), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

Ну а гнусный Климов - это, конечно, Дантес. И неважно, что ничего не произошло, важно, что нехороший человек попытался нанести оскорбление. Теперь, значит, в нём все пошатнулось, как утверждает Балаян. Что всё - мы, правда, так и не узнаем.

Снова цитирую "Советский Экран", говорит Балаян:

Если человек любит искренне и проникновенно, он способен на многое во имя своего чувства. Он хочет наказать негодяя, ему дорога Честь.
Во имя чувства дать убить себя? И это негодяю будет наказание? Я один ничего не понимаю в этих хитросплетениях тонкочувствующей души интеллиХента Алексея? Или под наказанием имеется ввиду, что Климов потом сядет? Но при чем здесь любовь?


Далее еще интереснее. Мужчины идут на дуэль, журналист возвращается один. Жена, естественно, в ужасе. Она бежит к Дмитрию, у которого, между прочим, герой и взял ружье. Без разрешения.

Однако вскоре выясняется, что ситуация переросла в абсолютный фарс: выдав Климову ружьё, Алексей приготовился умирать, однако недооценил своего соперника.

И в самом деле - почему Дмитриев решил, что Климов будет стрелять? С чего бы вдруг? Заигрался в Пушкина?


Алексей (Олег Янковский), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

А Климов стрелять не стал. Вернул ружье высокомерному снобу, тем самым сразу опустив его с небес на землю. И что теперь делать Алексею? Стрелять? Но как же Пушкин, и все речи о благородстве? Тем более, что условный Дантес стрелять-то отказался, и выходит, что журналист - не настоящий Пушкин, а вроде как сам Дантес (тем более - мы не знаем кем является Климов, а ну-ка он будущий гений?).

Отказаться стрелять? Смешно - зачем тогда весь этот сыр-бор воротил?

Был бы Алексей чуть менее высокомерным и высоколобым, не имел бы зашкаливающее ЧСВ (чувство собственной важности), глядишь - ситуацию и можно было разрулить на юморе. Или ещё как. Но не может он так, и мы прекрасно понимаем, что в любой ситуации выглядеть он будет абсолютным дураком.

Труса он спраздновал ранее, когда решил играть в дворянина, а теперь вот празднует День Дурака.

Целился-целился Алексей, тёр глаза, тёр, да и... упал в обморок. Соперник, естественно, обалдел от такого поворота. Попытался привести горе-дуэлянта в чувство, не смог и ушел, растворился в небытие - как и не было его.

"Шалость удалась" (с)


Митя (Александр Збруев) и Алексей (Олег Янковский), кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

Журналист же, придя в себя, вернулся домой в подавленном состоянии и выпил снотворное. Не-не, это не то, что вы подумали - умирать он уже больше не хотел, он хотел не думать. Поспать - самое то.

Успел, правда, жене сообщить, что убил. А потом, когда всполошенная жена привела друга, то и другу сказал, что убил. Только друг сразу метнулся к оружию и... выяснил, что из ружья никто не стрелял.

И тоже обалдел. Ну, ладно, парень дурака свалял с дуэлью, но врать-то зачем? Не детский сад, чай.

И в третий раз я вернусь к журналу "Советский Экран". Заметка заканчивается дивно:

Поединок состоялся, хотя выстрелы не прозвучали. Состоялась важная нравственная дуэль, в которой победителями должны выйти честность, милосердие, вера в человека.

Да? Мы точно про один и тот же фильм?

Нравственная дуэль, действительно, состоялась. И не в пользу журналиста-пушкиноведа Алексея Дмитриева она закончилась. Простой парень, которому надоели снобы, положил на обе лопатки высокомерного интеллиХента, дурака и труса, который только языком молоть и умеет.

Я вернусь к началу обзора - там я назвал фильм неудачным. Конечно, нет. Конечно, фильм неудачен только для режиссёра, который не смог воплотить свой замысел, но неожиданно для себя самого жёстко посмеялся над словоблудами и позерами.


Кадр из фильма "Храни меня, мой талисман" (1986)

Сценарий Ибрагимбекова, по которому снят фильм, кстати, умнее фильма. Его можно прочитать в журнале "Искусство кино" - номер 4/86. Но Балаян решил, что от сценария можно взять только пару фрагментов, изменив всё остальное. И получилась совсем другая история.


#этолето - Пушкинский день

Tags: #этолето, 80-е, Пушкин, Советское кино, Фильмы про журналистов, Фильмы про любовь, Фильмы про писателей, этолето
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal