Поручик Ржевский (Юрий Яковлев) и Шурочка Азарова (Лариса Голубкина), кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962)
Это водевильная история (композитор Тихон Хренников) о девушке, Шурочке Азаровой, переодевшейся гусаром для того, чтобы участвовать в войне 1812 года. Второй главный герой - поручик Ржевский, ставший, после фильма Рязанова, героем анекдотов.
Первой постановкой пьесы считается спектакль "Питомцы славы" (ноябрь 41-го года, блокадный Ленинград). Шурочка - Елена Юнгер, Ржевский - Борис Тенин (тот самый, что играл Вожеватова в "Бесприданнице" Якова Протазанова).
Елена Юнгер в роли Шурочки Азаровой, кадр из документального фильма "Петербург, время и место". Елена Юнгер знакома массовому зрителю по роли старшей сестры в фильме "Золушка"
О значимости спектакля можно судить по послепремьерной заметке в газете "Ленинградская правда": "Главным достижением этого спектакля является блестящее разрешение проблемы, волнующей все наши театры: проблемы создания актуального спектакля, созвучного героике наших дней".
Второй - спектакль "Питомцы славы" Театра Революции, поставленный в эвакуации, в Ташкенте. Роль Шурочки исполнила Мария Бабанова. Вряд ли для 42-летней Бабановой это была знаковая роль. К сожалению, до наших дней не дошли видеофрагменты, но обнаружилась аудиозапись двух песен в исполнении этой замечательной актрисы и певицы.
Однако обе песни - не 42-го года, а более поздние - из одноименной радиопостановки 1958 года, режиссёром которой стала сама Бабанова.
Думаю, многие, выросшие в советское время, узнают голос, хорошо знакомый детям тем времен по радиопостановкам сказок Андерсена, голосу Снежной королевы из одноименного мультфильма, Маленького принца и многих других.
И, наконец, третий, самый известный - уже под названием "Давным-давно". Именно про него писал Эльдар Рязанов:
Когда-то в роли Шурочки Азаровой блистала одна из лучших актрис нашего времени – Любовь Добржанская. Я не забыл того вечера в 1944 году, когда впервые увидел на сцене ЦТСА спектакль «Давным-давно». В эти месяцы Советская Армия совершала победоносное вступление в Европу, освобождая страны и нации от фашизма. И режиссер спектакля Алексей Дмитриевич Попов, ощущая дыхание времени, создал увлекательное, жизнерадостное, патриотическое представление, созвучное приподнятому, победному настроению народа.
Фрагмент спектакля Театра Красной армии с Любовью Добржанской, Виктором Пестовским (Ржевский), к счастью, сохранился.
Спектакль запал в душу Рязанову - иначе не решил бы он ставить его в кино, но запомнилась и Добржанская - настолько, что при первой же возможности он пригласил актрису в свой фильм - это была картина "Берегись автомобиля".
Любовь Добржанская - мама Деточкина, Иннокентий Смоктуновский - Деточкин, кадр из фильма "Берегись автомобиля". А позже она сыграет и в другой комедии Эльдара Александровича - маму Лукашина ("Ирония судьбы или С лёгким паром).
Мысль о том, чтобы поставить пьесу Гладкова, появилась у Рязанова в 1961-м году. Сейчас есть распространённое мнение, что режиссёр таким образом пытался сгладить в глазах начальства "эффект" от неудачной и странной ленты "Человек ниоткуда" - мол, снимет что-то патриотическое и реабилитируется.
На самом деле - ничего подобного. Высшее начальство не только не обрадовалось, а прямо запретило, высказавшись так:
Как! К юбилею Отечественной войны 1812 года выступить с легкомысленной комедией, смакующей гульбу дворян и их любовные забавы? Это невозможно!
Поэтому Рязанову и Пырьеву, бывшему тогда главой "Мосфильма", пришлось действовать на свой страх и риск - в те годы киностудии имели право запуска фильмов в производство без согласования с верхами. И Пырьев, будучи де факто "крёстным папой" режиссёра Рязанова, дал добро.
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и Кутузов (Игорь Ильинский), кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962)
Тем не менее, за актёров пришлось побороться - руководство "Мосфильма" категорически не желало видеть в роли Кутузова комедийного актёра Игоря Ильинского. Мол, - это принижение и оскорбление памяти выдающегося фельдмаршала. И Рязанову пришлось пойти на хитрость - эпизод с Кутузовым, проезжающим перед войсками, был снят "втихаря". Ну а поскольку съемки шли в начале весны, и снег быстро таял, то переснять сцену с другим актёром после худсовета было уже невозможно - зимняя натура ушла.
На режиссёра махнули рукой. Однако, это было еще не всё - позже, когда до юбилея Бородинской битвы, к которой Эльдар Александрович надеялся приурочить премьеру, оставалась буквально пара недель, свое веское слово сказала тогдашний Министр культуры Фурцева.
Если бы не Аджубей, зять Хрущева, которому "Гусарская баллада" понравилась (Ильинский в роли Кутузова тоже), неизвестно - когда бы появилась на экранах любимая нами комедия.
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и Давыд Васильев, командир отряда партизан (Валерий Денисов), кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962)
Помимо Кутузова, долго оставалась вакантной роль Шурочки. Актриса на эту роль требовалась разносторонне одарённая - и музыкально, и спортивно. Плюс внешняя миловидность и обязательно - молодость. Да, в театре Шурочку играли возрастные актрисы, но это - театр, его условность всем понятна. В кино же на крупных планах возраст скрыть было невозможно, а Рязанов относился к аспекту возраста достаточно серьезно. Мы знаем примеры несерьезного отношения - плачевные результаты этого ("Русский сувенир" и "Скворец и Лира" Александрова с возрастной Орловой в ролях юных девушек).
А еще её фигура должна была не иметь явно выраженных признаков женственности - при этом актриса должна органично смотреться и в ипостаси корнета Азарова, и в ипостаси Шурочки Азаровой.
Роль "кавалерист-девицы" примеряли Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Татьяна Никулина (жена Юрия Никулина), Валентина Малявина и другие - у каждой что-то не сходилось: в основном, либо то, что в костюме корнета их женственность скрыть было невозможно, либо слишком высокий для юноши голос.
Фотопробы на роль Шурочки. Мне лично Ольга Забара здесь нравится - действительно, как мальчишка, а остальные явно девушки. //скрин из блога Станислава Садальского
Но, разумеется, после долгих мытарств поиски успешно завершились - первые же пробы Ларисы Голубкиной, студентки третьего курса отделения музыкальной комедии, понравились Эльдару Александровичу на все сто. Конечно, юная Лариса не была еще толком обучена ремеслу, не умела лихо скакать на лошади, но изъявила готовность работать над ролью столько, сколько нужно.
Поручик Ржевский (Юрий Яковлев), певица Жермон (Татьяна Шмыга), корнет Азаров (Лариса Голубкина), кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962)
Поручика Ржевского также выбирали из нескольких актёров - среди них были Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский, Александр Лазарев и другие, но Юрий Яковлев, по мнению Рязанова, подошёл лучше всех. Режиссёр от такого совпадения несколько впал в эйфорию и не спросил актёра об отношении к верховой езде. И напрасно.
Позже Яковлев рассказывал:
А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка…
Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда.
И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…
Но в итоге ничто не помешало снять замечательный фильм, который лично я готов пересматривать снова и снова. А больше всего я люблю эпизод, в котором Шурочка "троллит" жениха:
Не удержался и принёс еще одно видео - это "Большая разница" с пародией на "Гусарскую балладу" и на нашествие так называемой толерантности. Снято в 2012 году, и сейчас, по-моему, стала еще актуальней (разве что э-э-э-э... афроамериканца в роли Ржевского не хватает)
#моелето
Journal information