4. "Небесный тихоход" (1945), режиссёр Семён Тимошенко
Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945)
Комедия получила после премьеры немало критических отзывов за легковесность и водевильность, но зрителя не обманешь - и фильм стал лидером проката 1946-го года. Впрочем, обвинять режиссёра в таком подходе к картине нельзя, ведь перед ним такая задача и стояла: снять комедию в лёгком жанре.
Однако для меня "Небесный тихоход" - это история о том, что не место красит человека. Куда бы ни занесла тебя судьба, ты можешь сложить лапки и ныть про неподходящие обстоятельства, а можешь, действовать вопреки им. Только ты сам решаешь.
5. "Летят журавли" (1957), режиссёр Михаил Калатозов
Кадр из фильма "Летят журавли" (1957)
Калатозов искал новые кинематографические решения в итальянском неореализме, однако не стал эпигоном, а создал фильм, ставший де факто родоначальником нового кино не только в СССР, но и во всем мире.
При этом дело вовсе не в зарубежном признании, мой выбор того или иного фильма определяется совершенно не этим, а моим личным отношением. Что для меня "Летят журавли"? Это история про то, что нельзя ни о чем судить поверхностно, обращая внимание лишь на внешнее, на то, что видно снаружи.
Разумеется, во многих фильмах говорилось и об этом тоже, но лишь здесь сюжет так плотно вписан в визуальное сопровождение, что кажется, будто ты погружаешься в душу другого человека, ты начинаешь чувствовать его изнутри, а не остаешься наблюдателем.
В главных ролях - Татьяна Самойлова и Алексей Баталов
6. "Балтийское небо" (1960), режиссёр Владимир Венгеров
Кадр из фильма "Балтийское небо" (1960)
Вольная экранизация романа Николая Чуковского (кстати, сына Корнея Чуковского, превзошедшего, на мой взгляд, отца по качеству литературного дара).
Чуковский отрицательно отнесся к изменениям, которым подвергся роман, но сейчас, спустя 80 лет, совершенно ясно, что Венгеров был совершенно прав, интуитивно почувствовав - как нужно переносить книгу на экран, на что обращать внимание, где добавить, а где сократить. И получился удивительный фильм - лучший о блокаде Ленинграда.
Это – война. Это – Ленинград. Это – блокада. Это несколько часов перед полным окружением. Последняя дорога, по которой с трудом, но еще можно добраться. Это жизнь, которая из беззаботной становится почти невозможной.
Это ленинградцы – спасатели и спасённые. Это тонкая жилка жизни, которая упрямо бьется, не смотря ни на что, которая прорывается сквозь лёд и внезапно становится Весной. А отзвуки канонады боёв с отступающими гитлеровцами – как весенний гром…
Кроме того, для меня особенность этого фильма - в личном: мой двоюродный дед во время войны был лётчиком и участвовал в боях за Ленинград, был награжден медалью "За оборону Ленинграда" и орденом Красной Звезды.
7. "Иваново детство" (1962), режиссёр Андрей Тарковский
Кадр из фильма "Иваново детство" (1962)
Я впервые посмотрел его лет в 17 или около того. К тому времени я уже знал, что есть такой режиссёр, видел "Солярис" и "Сталкер", читал рассказ Богомолова "Иван", по которому поставлено "Иваново детство", и знал, что это фильм Тарковского.
Но что это за фильм - я, конечно, не знал. Обнаружив его в программе передач, я в нужное время уселся перед телевизором и... выпал из реальности на всё время фильма.
Тут надо обязательно отметить, что я, как большинство моих ровесников, в детстве зачитывался/засматривался книгами/фильмами о пацанах на войне и, как многие, отчаянно мечтал очутиться в том времени. Чтоб повоевать, конечно. Вот только "повоевать" для меня, в основном было, конечно, как в фильме, например, "Пятерка отважных", где пацаны, попав в Музей боевой славы, фантазируют о том, как бы они поступили, попав в прошлое и участвуя в тех самых событиях, которые показаны в экспозиции музея.
И вот когда я смотрел "Иваново детство" до меня впервые всерьез дошло - как это бывает на самом деле, когда дети на войне...
Продолжение следует
Все части доступны по тегу 125 советских
Journal information