В немой кинофантастике меня больше всего привлекало отображение космической темы, тем более, что самый первый фильм на эту тему вышел аж в 1902 году, когда не то, что космос, даже небо еще не было толком освоено. И, конечно же, очень интересно - как люди той эпохи представляли себе космические полёты.
Сегодня я расскажу про два фильма (годы выпуска - с 1902 и 1929) на эту тему.
1. "Путешествие на Луну" (Франция, 1902) Жоржа Мельеса
Обитатели космоса. Кадр из фильма "Путешествие на Луну" (1902)
Картина Мельеса была не только первой о космическом полёте, но и первой научно-фантастической вообще. В основу сюжета положены романы Жюля Верна "Из пушки на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне".
Техническая наивность "Путешествия на Луну" отчасти объясняется пародийным сюжетом и информацией, почерпнутой из первоисточников-книг, но и в целом, конечно, представления о том, какая Луна и что на ней происходит, были исключительно фантазийными.
Счастливое прилунение. Кадр из фильма "Путешествие на Луну" (1902)
Поэтому на Луне живут разумные существа (селениты), взрывающиеся от малейшего толчка, растут огромные грибы, а вернуться на Землю можно, просто сбросив космическую "пулю" с лунной горы.
Однако важен сам факт появления такого фильма и первой попытки визуализировать межпланетный полёт. Главное, что осталось нам в наследство - гениальный кадр Луны, сморщившейся от попавшего в него "снаряда". Этот кадр сейчас повсеместно известен.
Кадр из фильма "Путешествие на Луну" (1902)
Кстати, любопытный момент: Мельес был самым активным и самым успешным кинематографистом, однако разорился... из-за Эдисона. Эдисон, как автор патента на кинотехнологии в США, считал, что имеет полное право делать любые пиратские копии с фильмов, произведенных без согласования с ним. И показывать в коммерческих кинотеатрах, не платя авторам ни копейки за прокат.
Пора в обратный путь. Кадр из фильма "Путешествие на Луну" (1902)
А между тем, студия Мельеса затратила на съемки, продолжавшиеся целых три месяца, огромные по тем временам деньги (десять тысяч франков). К производству фильма отнеслись очень тщательно, выстроив студийный павильон, сшив специальные костюмы и придумав массу "примочек". Но, увы...
В 1908 году Сегундо де Шомоно снял ремейк на фильм "Путешествие на Луну". Сдается мне, что это первый ремейк в кинематографе, но утверждать не возьмусь. Дубль назывался "Экскурсия на Луну".
Кадр из фильма "Экскурсия на Луну" (1908)
Он мало чем отличается от оригинала сюжетно, основное различие - использование ряда технических усовершенствований при съемках, условно-цветное изображение и некоторые другие спецэффекты.
Но - увы! - усовершенствования даже в те времена не впечатлили публику, а потому картина де Шомоно так и осталась в тени оригинала.
2. "Женщина на Луне" (1929, Германия)
Следующий значимый фильм в рассматриваемой теме появился в 1929 году, в Германии. Его авторы - режиссёр Фриц Ланг и писательница Теа фон Харбер, жена Ланга. Более всего супруги-соавторы известны по фильму "Метрополис", но "Женщина на Луне" ничуть не менее знаменательна, хотя и менее упоминаема.
Кадр из фильма "Женщина на Луне" (1929)
Главным при создании фильма режиссёр считал максимально возможную техническую достоверность; руководство студии поддержало Ланга и помогло привлечь в качестве консультанта знаменитого немецкого ученого Германа Оберта, пионера космонавтики Германии. Оберт к 1929 году уже достаточно много знал о возможностях полёта к Луне, имел научные работы. Студия предложила ученому то, от чего он не мог отказаться - деньги на запуск небольшой настоящей ракеты.
Таким образом, Оберт мог продолжать эксперименты, а будущий фильм получал дополнительную рекламу. Насколько в те годы был велик интерес к возможному покорению межпланетного пространства, рассказывать, думаю, не нужно?
Вид на Землю с Луны, кадр из фильма "Женщина на Луне" (1929)
Сейчас я не удержусь от игры слов, наиболее точно отражающей результат взаимодействия Ланга и Оберта: фильм получился фантастическим в своей реалистичности. Когда я впервые его смотрел, я местами просто разевал рот от изумления, ибо сложно представить, что почти за тридцать лет до наступления космической эры люди смогли создать подобное.
Разумеется, далеко не все удалось предугадать авторам картины, но, в целом, "Женщина на Луне" не может не восхищать. Я позже расскажу об этом фильме подробнее, он заслуживает отдельной статьи, а пока просто рекомендую тем, кто интересуется историей развития космических полётов. И кинофантастикой, конечно.
В следующей части - космические перелёты в советском немом кино.
Journal information