Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Долгая дорога к себе (1983)

Шурик (Николай Караченцов) и Аня (Евгения Симонова) - молодожены. Шурик - обычный парень. С точки зрения людей творческих, людей, так сказать, искусства. Но так-то он тоже творческий, только по технической части - успешный изобретатель, задумывается о диссертации.


Аня (Евгения Симонова) и Шурик (Николай Караченцов), кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)


А вот его жена Аня - человек необычный, человек искусства. Аня закончила ленинградскую Академию художеств, факультет Прикладного искусства. Девушка всегда мечтала заниматься мозаичными панно - ими она и занимается, но не как творец, а как ремесленник - подбирает "стекляшки" к чужим проектам.

Но, конечно, ей хочется реального творчества - и по счастливой случайности шанс она получает: встретив бывшего сокурсника на пляже, Аня узнает, что объявлен конкурс на большое мозаичное панно для строящейся гостиницы.


Аня (Евгения Симонова) в мастерской, кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

Художница сомневается в себе, однако муж поддерживает. Действительно, почему бы не попробовать?

Вроде бы, идиллия... Но Анна становится буквально одержимой этим проектом - она ищет идею, без устали дорабатывает её, полностью погружается в творчество.

Понятно, что любящий муж должен бы быть опорой, верить в любимую, помогать её становлению, но... как можно верить в человека, который не верит сам себе? Предательство Шурика, которое вот-вот случится, обусловлено не тем, что жена совсем забыла о нем, ничего не делает дома, допоздна высиживает в мастерской или вовсе пропадает со связи.


Аня (Евгения Симонова) работает над проектом, кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

Нет. Это он бы вытерпел. А вот стоны о том, что она не справится, что она бездарна, что у нее ничего не получится - он не выдержал.

Да, он не считал Аню безумно талантливым художником, но разве это его вина? Можно делать вид, что веришь в талант, но невозможно это делать, если условный талант постоянно выносит мозг и страдает, что не получится.


Искусствовед Костромина (Лариса Малеванная), кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

Однажды в их дом приходит искусствовед Костромина (Лариса Малеванная), посланная профессором (бывшим преподавателем Ани), - посмотреть на проект художницы. Шурик взвинчен, так как время позднее, а жена болтается неизвестно где - на работе её нет, о том, что куда-то пойдет, не предупреждала. Искусствоведша же - дама высокомерная, презирающая всех, кто не связан с творческой деятельностью. Слово за слово - "физик" и "лиричка" ссорятся, она в бешенстве уходит, а Шурик вернувшейся позже жене заявляет, что приходила Костромина, смотрела работы, ей это всё не понравилось.

Аня шокирована и опустошена. Руки у нее опускаются, она больше не желает заниматься творчеством, съедающим всю её энергию, а приносит лишь разочарование.


Аня (Евгения Симонова) и Шурик (Николай Караченцов), кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

В семье снова мир и покой. Казалось бы. Тем не менее, напряжение копится и зрителю понятно, что тайное всенепременно станет явным, а затем произойдет взрыв.

Сценарий написал Евгений Габрилович. Персонаж Ларисы Малеванной (искусствовед Костромина) мне напомнил другую её роль - тоже в фильме по сценарию Габриловича: "Поздние свидания" (1980). Обе картины связаны тематикой феминизма и "связкой" физики-лирики в отдельно взятой семье.


Проект мозаики Анны, кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

Когда творческая личность - муж, то, как правило, это не вызывает особых пертурбаций в семье (если он зарабатывает, конечно, а не является "свободным художником" по распитию спиртных напитков с другими "творческими" недооцененными личностями).

Габрилович же рассмотрел вариант наоборот. Аня из "Долгой дороги к себе" мне видится предтечей Веры из "Поздних свиданий" (персонаж Ларисы Малеванной) - Аня еще ни в чем не определилась, а Вера уже точно знает, что ей надо и чего не надо. Да, конечно, весьма удобно творческой даме, когда муж выполняет роль домашней хозяйки, но фокус в том, что свободная сильная женщина не в состоянии уважать такого мужчину. Ну а среднестатистический муж не в состоянии терпеть жену, которой интересна только она сама и её проекты.

Коса на камень, как говорится.


Сергей (Виктор Евграфов), кадр из фильма "Долгая дорога к себе" (1983)

В "Долгой дороге к себе" Габрилович показал также бывшего Анны - тоже одержимого художника. Конечно, вместе им интересно, но они оба эгоцентристы - потому и разбежались: эгоцентрист никого не греет, однако хочет, чтобы его кто-то согревал.

А так не бывает. В смысле - долго это не может продолжаться, источнику тепла надоедает быть постоянным донором и ничего не получать взамен.

Вопрос к тем, кто фильм видел и помнит: как вы считаете, претензии Ани к мужу по поводу того, что она впала в творческий кризис, справедливы?

ЗЫ. Много-много Ленинграда

Моя оценка - 4
#наулицезима - свободная тема
Tags: #наулицезима, Зимний марафон, Ленинград в кино, Советские фильмы, Феминизм, Фильмы про художников
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal