Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Милый Эп (1991) - фильм vs книга

К сожалению, повесть Геннадия Михасенко "Милый Эп" в детстве я не читал, а потому восприятие всей этой истории у меня уже взрослое - и прочитал, и посмотрел только сейчас. Наверное, не так уж это плохо, ибо при просмотре фильма надо мной не довлело очарование юности, а потому, надеюсь, я смогу быть объективным.

В 70-х книга Михасенко была на слуху - я о ней не раз слышал, но в те годы найти не удалось. Впрочем, вряд ли я был бы от неё в восторге - метания Эпа мне точно не близки (а при нынешнем прочтении напомнили Сэлинджера "Над пропастью во ржи", который тоже меня никак не задел, а лишь вызвал недоумение).


Комсорг устраивает разнос Эпу. Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Главный конфликт произведения - разочарование в школе. Восьмикласснику Аскольду Эпову стало скучно учиться, а потому он пошел в разнос. Мне учиться никогда не было скучно - я и до сих пор любознателен как малое дитя, а потому узнавание нового скуки не вызывало никогда, да и на большинство моих учителей грех жаловаться - они замечательны.

Впрочем, английский и у меня вызывал затруднения, однако, в отличие от Эпа, я этот вопрос решил (если интересно - как, можно почитать соответствующую запись в моем блоге ЖЖ).

Но вернусь к книге и фильму, снятому в 1991-м году режиссёром Олегом Фоминым (в настоящее время он более всего известен дивной комедией "День выборов" и сериалом "Next"). По слухам, картина "Милый Эп" частным лицом, ну а сценарий писал сам Михасенко. Композитор - Артемий Артемьев, сын известнейшего Эдуарда Артемьева.


Робот Эпа. Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Экранизация перенесла героев из начала 70-х в 1991-й год и сделала их на два года старше. На мой взгляд, это вполне оправдано - конечно, у кого как, но в мои 15-16 (то есть, восьмой-девятый классы) парочек еще почти не было, про любовь и про девочек мы практически не говорили. И с этой точки зрения меня крайне удивила повесть - парни там постоянно говорят о девчонках, Не спорю - где-то, у кого-то романы имели место быть, но чтобы почти поголовно? И чтобы пятнадцатилетний мальчик УЖЕ был сердцеедом? Не верю.

У нас и девочки-то в восьмом классе не особо с парнями встречались. В моём классе такая была только одна (из двадцати двух) - да и то, полагаю, потому, что она с раннего детства дружила с мальчишками, из их компании кавалер у неё и был.

Поэтому замена в фильме восьмиклассников на десятиклассников пошла очень даже на пользу в этом плане - да, в одержимость влюбленностями в 10-м классе я уже верю.

Тут, правда, возникает нестыковка с "бросанием" Эпом школы - в книге он собирался закончить восьмой и уйти из школы, в фильме, получается, хотел просто бросить школу и пойти работать. В 90-м это было уже реально, но... крайне глупо и потому не выглядит серьезно.

Жаль, что в картине "Милый Эп" совсем нет школы - из-за этого абсолютно провисает начало: непонятно, что случилось, почему Эп так вспылил, что послужило причиной конфликта. Двойка по английскому причиной не выглядит (ну, или мне это непонятно). Почему ему надоело учиться - тоже особо не объясняется. В целом и в книге это не особо объясняется, но там напряжение накапливается плюс размышления героя. Все они (с высоты нынешнего возраста) глуповаты, но хоть что-то.


Объяснение Эпа и Вали. Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Неясно - зачем было менять профессию отцу Аскольда. Почему скульптор, а не начальник? Чтобы сделать квартиру более богемной? Но, теоретически, у начальника вполне могла быть такая необычная по планировке квартира. Даже - скорее у начальника, нежели у скульптора.

Главная же нестыковка - история комсорга Васи Забровского. Слишком много внимания к должности комсорга для 1991-го года. Ау, какие комсорги на грани распада СССР? Они, конечно, еще были, но такого пафоса вокруг должности не могло происходить. Да и в начале 70-х в десятом классе - тоже. Вот в восьмом, когда это всё еще в новинку, - да, верю. С другой стороны, в книге комсомольцев в классе всего одиннадцать - при том, что ребятам уже по 15. Вот это - дико странно, у нас вступали в 14, и к началу восьмого класса "несоюзной молодежи", как тогда выражались, оставалось всего-ничего - человек пять-шесть (двое молодых, кому 14 исполнилось в 8-м, да несколько двоечников-хулиганов).

Многие, читавшие книгу в 70-х, возмущаются сокращением сюжета - нет церкви, нет родителей, нет школы (об этом я тоже написал), нет анкетирования, а есть только две сюжетные линии - бунт Эпа и его роман с Валей. Но тут я встану на сторону создателей фильма - церковь в начале 90-х (да и в целом в 80-х) уже не была таким таинственно-странно-страшным местом, да и визуальное воплощение всего, что с ней связано в повести, снизило бы динамику.

Родителей нет потому, что отсутствует анкетирование (а без него персонажи бы провисли, играть нечего). Ну а анкетирование отсутствует по двум причинам - во-первых, для 90-х и комсорга многовато, история с анкетами сделала бы сюжет совсем анахроническим. Во-вторых, для десятиклассников такие анкеты - детский сад, никто бы так не воодушевился в принципе.

Что мне понравилось в фильме из того, чего не было в книге. "Расширенный" день рождения Садовкиной (за исключением эпизода дуэли на шпагах). Великолепные наряды Эпа и Авги ((да-да, именно их двоих, а не одного Аскольда), разговоры ребят во время этой вечеринки, эпизод с душой, "перелетевшей" порог детства, конфликт из-за того, кому быть тамадой.


Август и Аскольд на дне рождения Садовкиной. Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Последний - шикарен: да, вот в такой мелочи чётко отразилась и неприязнь Эпа к Мишке, и некоторый пиетет "авторитетов" класса перед Эпом, и подростковый максимализм, готовый мгновенно привести к ссоре из-за пустяка, но также мгновенно и остужающий головы.

Отдельно - вся история с Валей. Она отражена практически неизменно, очень естественно (повторюсь - для десятиклассников). Признаться, меня всё это совершенно не тронуло - и не потому, что я такой взрослый и заматерелый: не тронула бы она меня и в 15-16. Нет конфликта, нет драмы - обычная лав стори с очень глупым и надуманным конфликтом из-за ревности на пустом месте, когда люди не умеют разговаривать "языком через рот". И это свойственно не только подросткам. Я - человек другого склада, зануда, а потому всё непонятное проясняю, ибо надумать можно куда больше реального, а уж если в реальности есть повод для беспокойства в любимом человеке, то лучше об этом знать наверняка, а не мучиться домыслами.


Финальные кадры с оторванной трубкой в руках у Вали не обсмеял только ленивый. Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Актеры и роли

Все актеры немного старше героев - им по 20 (плюс-минус) лет. Для десятиклассников, на мой взгляд, вполне нормально. И, снова добавлю, мне бы точно совсем не понравился фильм, если бы там был восьмой класс, а уж 15-летние актеры выглядели бы точно совершенным детским садом, и все их речи - фальшивыми.

Аскольд Эпов (Михаил Палатник)


Аскольд Эпов (Михаил Палатник). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

На мой взгляд, отлично попал в роль, хотя, конечно, книжный Эп - задохлик и не настолько симпатичен, но задумчивость и одухотворенность здесь важнее.

Август Шулин (Игорь Юраш)


Август Шулин (Игорь Юраш). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

И тоже - отличное попадание, даже лучше Эпа. Вообще, на мой взгляд, одна из наибольших актёрских удач фильма. К сожалению, Игорь Юраш погиб в 2013 году - он был не только актером, но и спортсменом, мировым рекордсменом по парашютному спорту. Погиб во время тренировки при подготовке к новому рекорду. Светлая ему память...

Валя Снегирёва (Инна Хрулева)


Валя Снегирёва (Инна Хрулева). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Во время съемок Инне было 19, но старшеклассницу она сыграла прекрасно и достоверно, придраться не к чему. К сожалению, кинокарьера актрисы прекратилась в 1993 году, а жаль - Инна, по-моему, могла бы быть интересной актрисой.

Вася Забровский (Александр Стриженов)


Вася Забровский (Александр Стриженов). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Сын Олега Стриженова, племянник Глеба Стриженова. Роль комсорга Александру весьма удалась, хотя длинные волосы там совсем ни к чему. Но отлично получился "правильный" мальчик, будущий карьерист.

Наташа Садовкина (Ирина Рябцева)


Наташа Садовкина (Ирина Рябцева). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Совершенно не соответствует книжному описанию, но оно и к лучшему - приятно было в этой роли увидеть красивую девушку

Толик-Ява (Алексей Зуев)


Толик-Ява (Алексей Зуев). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

Ну... не знааааю... Не впечатляет, неужели Валя повелась на него только из-за мотоцикла? Сложно поверить, что девушка, внимания которой добивались многие, повелась на этого совершенно несимпатичного парня.

Мишка Зеф (Олег Будрин)


Мишка Зеф (Олег Будрин). Кадр из фильма "Милый Эп" (1991)

А вот здесь - попадание. Разговорчивый красавчик-циник - да, такие нравились девочкам. Верю.

Моя оценка фильма 3 с плюсом. Один раз посмотреть можно - не раздражает, вполне милый, хоть и проходной.
Tags: 90-е, Молодежное кино, Советские фильмы, Фильмы про подростков, Экранизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments