Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Жених с того света (1958)

Первая комедия Леонида Гайдая, к сожалению, изрядно порезанная цензурой. В результате обрезки фильм стал короткометражным. Тем не менее,  даже в таком виде он смотрится, а главное - он крайне интересен с точки зрения анализа творчества нашего великого комедиографа.


Кадр из фильма "Жених с того света" (1958)

В основу картины "Жених с того света" лег фельетон Владимира Дыховичного и Мориса Слободского. Они же переделали его в сценарий под названием "Мёртвое дело".


Семён Данилович Петухов (Ростислав Плятт) - важный человек: он заведует организацией КУКУ (Кустовое управление курортными учреждениями). Организация, собственно говоря, ничем толковым не занимается, а лишь пересылает бумажки сверху вниз, а потом снизу вверх. Такую же организацию зрители видели не раз, и, в частности, в вышедшем годом ранее фильме Эльдара Рязанова "Девушка без адреса". Но, видимо, явление было чересчур распространено, и многочисленные фельетоны с фильмами мало помогали. Бюрократия росла и ширилась.

Более того - от бюрократии пострадал не только сам фильм, но и люди, причастные к его появлению на свет. Так, Михаил Ромм, бывший худруком на картине, лишился мастерской, а сам Гайдай чуть не вылетел из партии, так как осмелился спорить с тогдашним Министром культуры Николаем Михайловым - человеком не только далеким от культуры и лишенным чувства юмора, но и обладающий непомерным чувством собственной важности помноженным на уверенность в том, что только он являлся носителем высшей истины.


Кадр из фильма "Жених с того света" (1958)

Одним из обвинений в адрес Гайдая было "создание пасквиля на советскую действительность". Да... не слишком умные люди всегда воспринимают сатиру как пасквиль и очернение. Как это ни удивительно, но даже и сейчас есть те, кто любые проявления критики и сатиры в советском кино немедленно объявляют антисоветчиной. Это - братья по крови Михайлова, именно они и душили кинематографию СССР.

Признаться, меня крайне удивляют такие люди - я верю, что они искренне радели за советский строй, и им действительно невыносимо было видеть проявления тупости, наглой глупости и  откровенного идиотизма, но при этом они затыкали рот говорящим о недостатках, а не пытались недостатки искоренять. Страусиная позиция... которая в итоге стала одной из причин развала СССР...

Чтобы спасти Гайдая, Пырьев решился на отчаянный шаг - организовал на "Мосфильме" конференцию для прессы, юмористов, кинокритиков и вынес на обсуждение вопрос о жанре экцентрической комедии. Нужна ли она. Всем собравшимся было страшновато, все робко склонялись к тому, что не нужна. Но Пырьев, эксцентричный по своей натуре, просто запер зал и сообщил, что никто отсюда не выйдет, пока не будет положительного ответа и соответствующей резолюции. С последующими публикациями в прессе.

Так и вышло - газеты опубликовали материалы с позитивным отношением к эксцентрике, "Мосфильм" откликнулся на печатное слово и предложил комедию Гайдая. Увы, но фильм всё-таки, пришлось порезать, удалив всё самое острое, кое-что переснять и переозвучить, а в прокат пустить... всего 20 копий. Ну а Гайдаю для реабилитации предложили снять что-нибудь на историко-революционную тематику, что Леонид Иович и сделал. Это был "Трижды воскресший" (1960) по сценарию Александра Галича.

Вернусь к фильму "Жених с того света".


Петухов (Ростислав Плятт) и Фикусов (Георгий Вицын), кадр из фильма "Жених с того света" (1958)

Петухов отбывает в трехдневный отпуск, оставив на хозяйстве зама, Фикусова (Георгий Вицин).  Семён Данилович отправляется к невесте Нине (Вера Алтайская), живущей в другом городе, чтобы сделать ей предложение. В дороге у Петухова вытаскивают бумажник с деньгами и документами, но герой пропажу обнаруживает не сразу. А вор попадает в ДТП и погибает. Вызванный для опознания Фикусов на труп глядит только мельком, но, поскольку документы точно принадлежат Петухову, подтверждает гибель начальника.

Вернувшись из поездки, Петухов с ужасом узнает, что он уже как бы и не живой, что вовсю идет подготовка к похоронам, а как доказать, что он жив, а не умер - непонятно. Потому что никто не может дать такую справку. Главная коллизия - бюрократ, сам столкнувшийся с бюрократией. Точно так же, как Петухов, требовавший справки на каждый чих, требуют их и другие. Семён Данилович, надо отдать ему должное, не слишком возмущается, понимая положение тех, к кому обращается.


Нина (Вера Алтайская) с матерью (Рина Зеленая), кадр из фильма "Жених с того света" (1958)

Но он действительно загнан в угол - его жизнь полностью разрушена, ведь он теперь никто, несуществующий человек, у которого нет ничего - ни работы, ни дома, невеста уходит, сослуживцы признают, но не подтверждают...

Фильм рекомендую. А еще желающие могут сравнить картину Гайдая с телеспектаклем Ленинградского ТВ "Воскресенье в понедельник" (1968 год, режиссёр Юрий Маляцкий), поставленным по тому же фельетону.



Моя оценка - 4
От А до Я. Советское кино 1954 - 1959 ггг. Доброе весеннее утро
Tags: 50-е, Комедии, Леонид Гайдай, От А до Я, Советские фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments