
Профессор Миилас (Хуго Лаур)и его семья, кадр из фильма "Жизнь в цитадели" (1947)
Осень 1944 года, небольшой городок в Эстонии. Главный герой - профессор ботаники Миилас (Хуго Лаур). Профессор - затворник, он придерживается политики невмешательства, превратив свой дом в условную цитадель: ни с кем, кроме членов семьи, не общается, занимается научной работой, систематизируя свои исследования болотной флоры.
Удивительным образом оккупационные фашистские власти не трогают ни самого Мииласа, ни его семью: сам профессор считает, что это - следствие затворничества и уважения к научной деятельности, но в действительности Ральф, его сын от первого брака, активно сотрудничает с Вермахтом. После отступления немецкой армии Ральф (Лембит Раяла) появляется в родном доме. Отец рад ему чрезвычайно и даже не спрашивает - где сын был, что делал. Ральф вместе с двоюродным братом Рихардом поселяются в доме Мииласа и позже втираются в доверие к советским властям.

Ральф (Лембит Раяла), кадр из фильма "Жизнь в цитадели" (1947)
Сам профессор живет со второй женой и двумя взрослыми детьми от второго брака - Карлом (Гунар Килгас) и Лидией (Лия Лаатс). Однажды Лидия спасает раненого, спасающегося от полиции. Им оказывается Антс (Рудольф Нууде), сын экономки профессора, сбежавший от немцев. Карл, с симпатией относящийся к СССР, берется сопроводить Антса и его товарищей через линию фронта.
После освобождения городка от фашистов, Антс появляется снова - уже в чине майора Советской армии. Карл и Лидия рады ему, но Ральф настойчиво отваживает майора от дома, заявляя, что ему не рады, и вообще отец не приветствует посторонних людей, кем бы они ни были. Профессор действительно не приветствует, и ему действительно всё равно - какая власть за забором: лишь бы не трогали его самого...

Лидия (Лия Лаатс) и Антс (Рудольф Нууде), кадр из фильма "Жизнь в цитадели" (1947)
Фильм "Жизнь в цитадели" мне совершенно не понравился - он чрезмерно прямолинеен и сделан в чёрно-белой гамме (в переносном смысле - тоже). Всё подается слишком в лоб даже для той эпохи, герои плакатны, приёмы подачи сюжета не менее плакатны. На период создания фильма это списать нельзя - я в последнее время посмотрел не одну и не две картины этой эпохи, в большинстве из них авторы, как минимум, стараются отойти от плакатности.
Сюжет можно было бы спасти, введя, например, таинственность - чтобы не так бросались в глаза настроения и планы Ральфа, чтобы до поры до времени не только отец был слеп в отношении сына, но и зрители. Однако - увы. Зрителю сразу всё с ним ясно, интриги нет, история просчитывается на раз. Поэтому оценка такая низкая.

Какая прическа у дамочки, а? ))) Кадр из фильма "Жизнь в цитадели" (1947)
Моя оценка 2+
От А до Я. Советское кино 40-50-х. Малокартинье
Journal information