Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Женщина (1932)

Феминизм в действии. Немой фильм "Женщина" (1932) я бы обозначил в числе лучших из немого кинематографа (разумеется, из того, что я смотрел). Хороший сценарий, отличная операторская работа, оригинальный символизм, напряженное действие, замечательные жанровые сценки.


Кадр из фильма "Женщина" (1932)

Маша (Раиса Есипова) чувствует тягу к технике и мечтает стать трактористкой. Она с хорошей завистью смотрит на односельчанку Анну, которая уже "оседлала" трактор. Однажды Маша не выдерживает и угоняет трактор.Молодую женщину охватывает такой восторг, что она гоняет по полю с песней, которую сочиняет тут же, на ходу.

Однако угон заканчивается печально - трактор теряет управление и едва не сваливается с обрыва, Аня (Вера Бендина) в последний момент успевает подбежать и повернуть машину в другую сторону, а сама срывается с уклона, получив тяжелые ушибы. Конечно, Маше стыдно, но она не желает больше сидеть дома и, так сказать, варить щи, когда вокруг всё меняется, а её саму неудержимо манит трактор.

Вот только никто Машу учить не желает, строго наоборот - ехидно бросая реплики "бабы к технике не способны", над ней измываются и односельчане, и работники МТС. Но Маша решительна - она тихонько "заимствует" учебник по тракторному дело и изучает его дома, между хозяйственными делами.


Маша (Раиса Есипова) за учебниками. Кадр из фильма "Женщина" (1932)

Тем временем Анну, вынужденную отлеживаться после падения, родные и близкие чИхвостят изо всех сил. Мол, нечего бабе мужицким делом заниматься, да от корней отрываться, бабское дело - рожать и хозяйство вести, да и природу трактора губят - то ли дело хозяйствование как раньше, как "спокон веку".

"Спокон веков мы жили природой извечной. И рождаются, умирают люди, а природа непоколебимо благоухает для человека. И плоды, и довольство за труд дает природа... Жизнь женская спокон веков в хозяйстве, материнстве. А машина женщину губит, уничтожает. Уйди, Анька, из эпохи своей колхозной!"

Совершенно дивное противопоставление сделано в этом эпизоде - в то время как сторонники старого (родители) нахваливают это старое, его замечательность и незыблемость, на экране показана тяжелейшая судьба простого крестьянина. Выбившись из сил, мужчина, в конце концов, умирает, оставив сиротами несколько детей и вдовой - жену. Его вдова, Ульяна, оставшись одна с детьми не понимает как жить. Сейчас такое состояние называют депрессией, ну а тогда никто не спрашивал.


Кадр из фильма "Женщина" (1932)

Озлобившись на мир, Ульяна становится одной из преследовательниц Маши - во время конфликта с женщинами у колодца, вдова доходит и до рукоприкладства. Классно, кстати, снята сцена драки - оочень кинематографично и красиво. Но Маша не сдается, равно как и не сердится на подругу по несчастью - наоборот, привлекает её к общественной жизни и практически силком принуждает стать нянечкой в детском саду.


Общественный детский сад. Кадр из фильма "Женщина" (1932)

Сама же героиня, изучив тракторный учебник, показывает успехи, сумев отремонтировать сломавшуюся машину. Вот только официально Мария - повариха на полевом стане, и, пока она занималась техникой, обед сгорел. Тем не менее, своего она добивается, но даже в мастерской МТС, куда женщину отправляют учится, ей снова приходится доказывать свое право получить желаемую специальность.

Конечно, в целом, сюжет достаточно предсказуем, но от ходульной избитости его отличает вдумчивое отношение к бытовым сценам, параллельный монтаж, яркие образы героинь. Понятно, что пропаганда, понятно, что государству необходимо было привлечь женщин в активную деятельность. Но, вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что интересы большинства женщин совпадали с интересами государства, многие сами рвались к образованию, к учебе, к победе над техникой, к стремлению доказать мужчинам в целом и мужьям в частности, что "баба" - это не тупое существо, способное только рожать, а полноправный член общества.


Маша (Раиса Есипова) на тракторе. Кадр из фильма "Женщина" (1932)

Через восемь лет будет снят фильм "Бабы" (1940), поднимающий ту же тему, но, если их сравнивать, то очень заметно - насколько изменилось положение женщины, хотя и в 40-х колхозницам приходилось добиваться равноправия. В целом же два этих фильма (конечно, есть и другие, но даже этих двух хватит) - отличный ответ на ехидные предложения ряда особей с буквой М в паспорте назвать женщин-ученых из прошлого. Я лично преклоняюсь перед такими, как Маша, потому что далеко не каждый (вне зависимости от пола) даже и в наше время способен добиться желаемого.


Кадр из фильма "Женщина" (1932)

А уж пройти через ТАКИЕ препятствия ни одна вышеозначенная особь точно не сможет - именно потому их так бесят самостоятельные женщины. Потому что сами - ничтожество, жаждущее власти по умолчанию, а добиваться чего-то, стремиться к лучшему, гореть идеей - неа...

И да: феминизм с эмансипацией - то, что в фильме. А не толерастия.

Режиссёры - Ефим Дзиган и Борис Шрейбер


Моя оценка - 4+
От А до Я. Советское кино 1930 - 1939 гг. Начало
Tags: 30-е, От А до Я, Сельская драма, Советские фильмы, Феминизм, Фильмы про сельскую жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments