Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Гость (1987)

О вкусах не спорят, но с пеной у рта буду говорить, что 99% так называемого "авторского кино" - это несусветный мусор. Фильм "Гость" Александра Кайдановского - не исключение.

гост2
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Классический рецепт авторского фильма - возьмите рассказ какого-нибудь философичного автора, например, Борхеса. Напишите на основе этого рассказа сценарий, оставив канву, но добавив псевдоглубоких диалогов. Снимайте обязательно в темноте или сумраке, лучше - на черно-белую пленку. Диалогов - поменьше, пусть зритель думает, он ведь на ваш фильм придет думать, разве не так? И еще пусть напряженно пытается понять - а что там вообще происходит. Внятный сюжет - для слабаков.


И всенепременно насытьте картину естественными шумами: пусть всё время идет дождь, голосят овцы-коровы-куры, скрипят двери, шумит ветер. Режиссёрская находка Кайдановского - тяжелое дыхание. Как будто бегунам-спринтерам не дали отдышаться, а сразу отправили их на озвучку.

гост1
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Фильм Александра Кайдановского - экранизация рассказа Борхеса "Евангелие от Марка". Рассказ на две странички, фильм - полтора часа. Экранное время чем-то надо было занимать. Оператор Сергей Юриздицкий, ранее работавший с Сокуровым, справился с задачей почти блестяще - кадры выстроены как как произведения искусства, как картины. Если бы и сюжетная часть истории была рассказана с тем же талантом - фильм мог бы стать замечательным. Увы, но в таком виде, как есть, "Гость" представляет собой набор красивых картинок. И всё.

гост3
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Сам Кайдановский говорил о фильме следующее:

Эта картина из ряда общих перевернутых идей. По её сюжету какой-то человек читает в течение всего действия разным нерелигиозным людям Библию. И они, принимая его за Христа, распинают беднягу на кресте. Тут двойная идея. Во-первых, мне кажется, что за поиск веры, как и истины, смельчакам приходится всегда расплачиваться. И, в основном, своей жизнью. В этом — один смысл картины. Второй смысл — сила слова, разрушающая сила неправильно воспринятого слова. Оно играет большую роль в жизни, обладает такой силой воздействия на умы, что если его даже чуть-чуть неверно истолковать, то это может привести к страшным последствиям.

Даже если вам стало любопытно и захотелось посмотреть, то прочтите сначала рассказ Борхеса. Чтоб, хотя бы, понимать - к чему этот весь сыр-бор. Но от себя я не рекомендую, и ставлю два балла, а не минус один исключительно из-за операторской работы.

Впрочем, фильм "Гость" получил призы на фестивалях -

Приз экуменического жюри на Кинофестивале в Локарно (1988)
Главный приз, приз критиков и приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале авторского кино (Испания, 1988)

Что ж, о вкусах не спорят. Впрочем, мне захотелось посмотреть другие фильмы, представленные на МКФ авторского кино 1988 года - неужели они еще хуже? Хотя, думаю, меня не удивило бы, если хуже...

Моя оценка - 2
От А до Я. Советское кино 1986 - 1989 гг. Перестройка

Марафон 92 дня лета, задание 81: Одно слово - ВКУС

#92днялета

Tags: #92днялета, 80-е, 92днялета, От А до Я, Советские фильмы, Экранизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments