Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Весна (1947)

"Журчат ручьи, кричат грачи, и тает лёд и сердце тает..." - думаю, вряд ли в нашей стране найдется хоть один человек (кроме самых юных), кто ни разу не слышал эту песню. А вот о фильме "Весна" того же самого сказать нельзя - признаться, я не пересматривал его с самого детства, и помнил довольно смутно - только то, что актриса и ученая заумная дамочка поменялись "местами". Каким образом они это сделали, и как Никитина попала на киностудию... я в упор не помнил.

весна1
Любовь Орлова в обеих ролях, кадр из фильма "Весна" (1947)

Равно как и не помнил, что здесь играла моя обожаемая Фаина Раневская. И фильм, оказывается, натурально классный, местами я ржалЬ просто неприлично )

Аркадий Громов (Николай Черкасов) - режиссёр, приступающий к съемкам фильма об учёных. Главная героиня - учёная. Её прототип - Ирина Петровна Никитина (Любовь Орлова). Она - классический стереотипный сухарь. Громов, приехав в Институт Солнца, в котором Ирина Петровна работает, нарвался на такой отлуп, что оторопел, но понял - образ героини для фильма найден верно. И на кастинге он пытался найти актрису, похожую на Никитину.

весна2
Ирина Никитина (Любовь Орлова), кадр из фильма "Весна" (1947)

Пробоваться на роль приходит актриса оперетты Вера Шатрова (Любовь Орлова), имеющая потрясающее сходство с Никитиной. Веру утверждают, но директор театра Акакий Абрамович (Борис Петкер), узнав об этом, категорически не желает отпускать свою актрису в кино. В театре Шатрова играет только в массовке, но директор озаботился - вдруг она окажется звездой, и тогда получается, что он девушку проморгал? Чтобы удержать Веру у себя, Акакий Абрамович назначает её на главную роль в одной из оперетт.

весна3
Вера Шатрова (Любовь Орлова) и режиссёр Александров (Николай Черкасов), кадр из фильма "Весна" (1947)

Шатрова, конечно, рада такому повороту, но благосклонность директора может оказаться временной, и кинороль она никак не хочет упускать. Отчаявшись, Вера едет к Никитиной и уговаривает её на подмену. Ирина Петровна не жаждет это делать, но актриса весьма убедительна...

И вот Никитина на студии - замену никто не заподозрил, более того, гример (Рина Зеленая) утверждает, что надо подгримировать - дабы девушка стала похожа на настоящую Ирину Петровну. Далее будет много забавных моментов и казусов, которые усугубятся тем, что героини не успеют вовремя поменяться обратно. И Вере Шатровой придётся на вечернем приёме изображать учёную, а Ирине Никитиной - общаться с режиссёром от лица актрисы.

Впрочем, эта подмена идет на пользу всем: Шатрова понимает, что играть в фильме нужно совсем другой образ, Никитина проникается таинствами кино, а заодно объясняет Громову, что сценарий никуда не годится и надо всё переписывать, Громов же, в свою очередь, прислушивается к "актрисе" и, поразившись её видению жизни учёных, соглашается с тем, что фильм должен быть совсем другим.

весна4
Прогулка по киностудии, кадр из фильма "Весна" (1947)

Каким? Это Громову станет ясно позже, когда маленький обман вскроется, и когда все герои фильма поймут, что значение этого обмана куда значительнее, чем предполагалось.

И вот что я хочу сказать. Фильм "Весна" (1947), хоть и не считается лучшим у дуэта Александров-Орлова, но совершенно напрасно! Он замечательный! Александрову удалось сделать мюзикловую комедию положений умной и наполненной смыслами, но при этом - действительно смешной.

весна5
Маргарита Львовна (Фаина Раневская), кадр из фильма "Весна" (1947)

Отдельно необходимо отметить потрясающую игру Фаины Раневской. В сценарии её персонаж (экономка Никитиной) был совершенно проходным, буквально с одной фразой, но Александров сам предложил актрисе придумать себе роль. И она придумала. И настолько замечательно придумала, что её небольшой эпизод превратился в значимую роль  второго плана, а её дуэт с персонажем Ростислава Плятта (Бубенцов, завхоз Института Солнца) по сути затмил всех остальных.

Если вы решитесь пересмотреть этот чудесный фильм, вас ждут еще и удивительные открытия - оказывается, масса крылатых фраз, которые мы используем и по сей день, пришли из "Весны". Например - "Где бы ни работать, только бы не работать!"

Осталось добавить, что прототипом Никитиной считается знаменитая советская учёная, доктор технических наук, Зинаида Васильевна Ершова - радиохимик, которую называли "русская мадам Кюри".

Моя оценка 5-

От А до Я. Советское кино 40-50-х. Малокартинье


Запланированный рассказ о фильме "Весна" отлично совпал с заданием Марафона - ведь обе героини погружаются в незнакомую для себя среду, и им объясняют особенности этой среды. Особенно - учёной Никитиной, которая знакомится с закулисной стороной киностудии, параллельно объясняя режиссёру, что учёные - это вовсе не пересушенные заумные сухари.

Марафон 92 дня лета, задание 59: Напишите пост, в котором объясните читателям любой факт

#92днялета

Tags: #92днялета, 40-е, 92днялета, Комедии, Любовь Орлова, От А до Я, Советские фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →