Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Бесприданница (1936)

Первое, что я хочу сказать после просмотра этого фильма, - я очень хорошо понимаю тех, кто в наши дни возмущается новыми экранизациями известных произведений. Не потому, что фильм "Бесприданница"  Якова Протазанова мне нравится больше "Жестокого романса" Рязанова. А потому, что мне-то (и, думаю, всему моему /плюс-минус/ поколению) фильм Рязанова близок. Но совершенно (в основном) не близки современные экранизации разного-всякого.

беспр1
Лариса (Нина Алисова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

То есть, я нахожусь по отношению к новому кино в позиции тех, кто критиковал рязановскую версию. Ну а со своей точки зрения я считаю фильм Рязанова не только лучшим у самого Рязанова, но и одним из лучших в советском кино. Соответственно, я могу понять и новые поколения, для которых не близки наши старые любимые фильмы, им ближе иной киноязык. Что ж... пройдет еще 40-60 лет, и следующие поколения предложат свои варианты... Главное ведь в том, что классика - она на то и классика, что жива в столетиях и переосмысляется каждым новым поколением.

Поскольку сюжет "Бесприданницы" знают все, я не откажу себе в удовольствии спойлерить и сравнивать с пьесой и с "Жестоким романсом"

Если вы давно не читали пьесу Островского, то, скорее всего, вы удивитесь, узнав, что события пьесы начинаются с возвращения Паратова и с разговора о продаже "Ласточки". Потому что и у Протазанова, и у Рязанова история разворачивается с более ранних событий, о которых в пьесе только намекают в разговоре. Причем, намекают так, что о романе между Ларисой и Паратовым зритель узнает только во втором действии. И потому не чувствуется той трагедии, которая случилась с Ларисой.

Еще маленький, но важный момент: Рязанов де факто снимал не просто экранизацию, а ремейк протазановской "Бесприданницы". Представляете бешенство поклонников старого фильма, а? )) Эльдар Александрович писал: "сила воздействия Протазановской ленты оказалась такова, что заслонила первоисточник, как бы подменила его", но отмечал, что стилистика немого кино очень повредила картине. Да, винить актеров и режиссёров в том, что они "не доверяли"  звуку - нельзя. К звуку надо было привыкнуть всем.

По-моему, Рязанов и взялся за свою версию экранизации именно потому, что ему с детства "зудело" показать - как мог бы выглядеть фильм Протазанова в звуке, в цвете и - обязательно! - с Волгой и с "Ласточкой".

Итак, начало - оно задает экспозицию: венчается сестра Ларисы, а гости обсуждают и саму Ларису, и ее мать, и их образ жизни. Также даются краткие характеристики мужчинам, которые будут задействованы. Минусы - неприятное впечатление производят "кумушки". Все-таки, в пьесе их не было - и не случайно: мужчины сдержаннее в оценках семейства, они задают, скорее, положительное отношение, а кумушки сразу настраивают на негатив.

беспр3
Паратов (Анатолий Кторов) и Карандышев (Владимир Балихин)
, кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

И этот негатив - во всем. Купцы - карикатурны, сами кумушки - карикатурны, Харита Игнатьевна - вздорная бабенка, сутенёрша, прямо и недвусмысленно продающая дочь Кнурову. Карандышев откровенно уродлив. Вдобавок Вася, являющийся ровесником Ларисы, выглядит старше ее лет на 10 - он никакой не молодой и начинающий, а вполне зрелый хваткий мужчина. И образ Паратова далек от образа "блестящего барина". Когда в роли Паратова я увидел Михалкова, я нисколько не сомневался, что в такого парнягу девушки влюбляются просто так, с первого взгляда. И падают штабелями. А Паратов в исполнении Анатолия Кторова не впечатлил ни разу. Он не занимает собой пространство, он - один из многих. И создается ощущение, что Лариса не влюбилась в него, а просто запала на деньги.

Но суть-то трагедии именно в том, что она  любила, Паратов был ей мил любым, не просто так в финале она говорит о том, что готова разделить любую тяжкую ношу, бедность её не пугает.

Или вот эпизод с купеческим жестом, когда Паратов бросает шубу перед Ларисой. Насколько тоньше обыграл это Рязанов - что шуба для миллионера! У него таких вагон и маленькая тележка. А вот удаль молодецкая - это да, это впечатляет! И это уже не деньги, а сам Сергей Сергеич. Он красив, смел, силён, весел и удачлив. Вот что важно в нём для Ларисы - личность, а не деньги.

беспр4

Лариса (Нина Алисова) и её мать, Харита Игнатьевна (Ольга Пыжова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

День рождения Ларисы. Откуда там столько баб, прошу прощения? С чего там кумушки? Никакой логике не поддается наличие таких гостей - Огудалова-старшая не просто так кормила-поила тучу народа: она создавала своего рода клуб, чтоб в этот клуб притягивались интересные мужчины. Кумушки-сплетницы же там совершенно ни к чему. Мельтешня Карандышева с подарком нечитаема - не зная, что Карандышев бегает за Ларисой, невозможно понять эпизод. Ну а сама Лариса натурально сама вешается на Паратова, прямо и откровенно объясняясь ему в любви. А тот - прямо и откровенно врет про "навсегда".

Это, ребята, финиш. Для тех времен такое поведение... это поведение дамочки слишком лёгкого поведения. И тогда её решение пойти за Карандышева тоже не выглядит трагедией - тем более, что телеграмму из имения Паратов получил, находясь дома у Огудаловых. То есть - Лариса знала, что он уезжает и знала - почему. Разве можно сравнить ситуацию с вариантом Рязанова - вот этот бег к поезду, это отчаяние, непонимание и неизвестность?

У Протазанова же Лариса, собрав чемоданчик, мчится на вокзал, желая уехать следом, а мать устраивает скандал прямо на вокзале, отхлестав дочь по щекам.

Сцена на параходе (перед прибытием Паратова) ну... совсем уж ни о чем... Блестящий барин получается, и не хозяин своему пароходу, коль скоро не может решать - как плыть. И нет того триумфа с "Ласточкой", который сделал Рязанов. Да, там озорство и мальчишество, но ведь и это тоже привлекает в Паратове Ларису. Кстати, еще момент - в разговоре о продаже "Ласточке", чуть ранее, Сергей Сергеич говорит, что "Ласточка" - шибче самолёта бегает. У зрителя тут же возникает недоумение - самолет в 1878 году? Откуда?

На самом деле, "Самолет" - это название одного из пароходов. В пьесе это упоминается, в фильме - нет.

Вообще все эти вставные сценки (бурлаки, картежники, пассажиры парохода, хулиганство и спасение Робинзона и т.п.) И Робинзон не впечатляет - чересчур карикатурен (да, опять карикатура!) . И за обедом никакого особенного издевательства нет - не читается это. И подпаивание - так себе, большая рюмка коньяка не свалит с ног взрослого мужчину.

Теперь вернусь к отношениям Ларисы и Паратова после его возвращения. Разговор... вот я смотрел этот эпизод, а в памяти у меня всплывал разговор из "Жестокого романса". Паратов Протазанова откровенно равнодушен к девушке и интересуется только чесанием своего эго. Ну да, жалко девушку, но, вместе с тем, закрадывается такое... "самадуравиновата" - куда смотрела-то? Это какой ослепленной надо быть, чтоб перед таким фатом стелиться? (да-да, я знаю, что так бывает, но это не вызывает сочувствия).

беспр2
Паратов (Анатолий Кторов)
, кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

Не то у Рязанова - Михалков играет влюбленного Паратова. Да, он подлец, но он действительно влюблен, он действительно потерял голову - в нетрезвом состоянии так легко потерять голову, если кипишь страстью. А потом наступает утро... и ты понимаешь, что совершил ужасную и непоправимую ошибку. У кторовского же Паратова ничего этого нет - он просто хочет наказать Карандышева и еще раз почесать ЧСВ. К слову, даже и эпизод ссоры Карандышева и Паратова не впечатляет, слишком он проходной. А как этот эпизод прозвучал у Рязанова, а? Как разлетелось яблоко под кулаком Михалкова, какие бешеные глаза!

Но, при этом, у Протазанова (как и у Островского) Паратов не такой уж и подлец - он всего лишь увез девушку с банкета жениха. Всем понятно, что Карандышев Ларису простит, ничего такого - это Лариса не захочет вернуться к жениху. Но она так и осталась невинной. Версия Рязанова - трагичнее. А потому сильнее (вообще, по-моему, Рязанов - не столько комедиограф, сколько мастер драмы; да, его комедии - замечательны, но его трагикомедии и драмы - сильнее).

Я знаю, что Рязанов оценивал фильм "Бесприданница" очень высоко. Но я после "Жестокого романса" не могу оценить его столь же высоко; Рязанов снял фантастически великолепное кино - он сделал ремейк фильма Протазанова, и он сделал ремейк лучше оригинала настолько, что даже и выразить нельзя. Поэтому 

моя оценка - 4

А если бы не было "Жестокого романса", то я бы поставил только 3. С плюсом.

От А до Я. Советское кино 1930 - 1939 гг. Начало

Tags: 30-е, От А до Я, Советские фильмы, Экранизация, Эльдар Рязанов
Subscribe

Posts from This Journal “От А до Я” Tag

  • Заноза (1956)

    Сюжет достаточно распространенный - девушка-сорванец Лия (милая, непосредственная, наивная, но отлично разбирающаяся в технике) взрослеет, встречая…

  • Звезда (1949)

    Очень хороший фильм, но лично мне не хватило драматизма. Я ниже поясню - почему. "Звезда" - экранизация одноименной повести Эммануила…

  • Зори Парижа (1936)

    Мне настолько не хотелось писать про этот фильм, что я переделал кучу полезных дел - например, все-таки, составил списки спортивных фильмов и начал с…

  • Жена путешественника во времени (2009)

    Фантастическая мелодрама о человеке, который умел перемещаться во времени. Проблема в том, что он не мог планировать свои путешествия и не знал -…

  • Жизнь одна (2003)

    Отличная сказка для взрослых режиссёра Виталия Москаленко. Не знаю ни одного его фильма, но обращу внимание, так как фильм "Жизнь одна" мне…

  • Железная Пята Олигархии /ЖПО (1998)

    Потрясающий Александр Баширов создал весьма необычную стилизацию под "революционное кино" начала века, использовав приёмы выдающихся…

  • Жизнь - дерьмо (США, 1991)

    Я бы, всё-таки, жанр данного фильма обозначил как трагикомедию, ибо комедии - они лёгкие и беззаботные. Здесь же всё сложнее и печальнее. Тем не…

  • Жалоба (1986)

    В прокуратуру поступила жалоба на хирурга Марчука (Юозас Киселюс) - пациент умер прямо во время операции. Легко понять родственников, легко и…

  • Женщины на грани нервного срыва (Испания, 1988)

    Альмодовар - гений! Разумеется, это не моё открытие, но я готов еще раз сказать это :) А вот кто-нибудь скажет мне, почему зарубежные гении умеют…

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 39
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments