Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Анафема (1960)

Мощная экранизация одноименного рассказа Куприна со Степаном Крыловым в главной роли. Действие происходит в 1901 году. Герой - дьякон Олимпий, обладающий мощным басом-профундо. Когда службу поёт Олимпий, люди специально приходят его послушать.

анафема2
Дьяк Олимпий (Степан Крылов), кадр из фильма "Анафема" (1960)

И всё бы ничего, но пристрастился дьяк к чтению. Сценарист Леонид Соловьев (более всего известен по дилогии о Ходже Насреддине) расширил действие, показав весь процесс изменения мировоззрения героя под действием книг, особенно - книг Льва Толстого. Дьяконица - женщина тупая донельзя - беспокоилась за мужа, искренне считая, что книжки до добра не доводят. Ну а с другой стороны - житейской мудрости ей не занимать, поскольку Олимпия книги, действительно, до добра не довели.

Вместе с чтением глубоких книг приходит то, чего больше всего боялись церковники - собственные мысли, рассуждения о мироустройстве, о людях и мире в целом. Всерьез зацепил дьякона Толстой, много часов размышлений подарил он ему. И вот - впереди одно из богослужений... пение Анафемы. И, к ужасу Олимпия, он должен спеть Анафему своему любимому писателю...

анафема3
Дьяконица, жена героя (Клавдия Фадеева), кадр из фильма "Анафема" (1960)

Фильм короткометражный (45 минут), снят режиссёром Сергеем Гиппиусом. Очень странно, что в фильмографии Гиппиуса всего две работы - уже дебютная "Анафема" показала Мастера, жаль, что далее Сергей Васильевич перешел на преподавательское поприще; думаю, отечественный кинематограф многое потерял.

Отдельно хочется отметить, что данная кинолента вышла в самый разгар хрущевской антирелигиозной компании. В рамках этой компании было снято, примерно, десять фильмов. Часть из них я видел, некоторые - фу-фу, кое-что - достойные картины (например, Люблю тебя, жизнь (1960)**, о которой я ранее писал). "Анафема", на мой взгляд, ярко выделяется среди них. Чем? Пожалуй, тем, что здесь важен не столько сюжет, сколько его воплощение. Не в том смысле, что актеры лучше или еще что... нет... Здесь особенное эмоциональное воздействие, переданное необыкновенно...

анафема1
Дьяк Олимпий (Степан Крылов), кадр из фильма "Анафема" (1960)

Пожалуй, сформулирую так: у авторов получилось пустить зрителя в душу героя, а музыка Александра Скрябина и церковные песнопения дополняют звукоряд фильма, привнося дополнительные эмоции. И это сильно.

Моя оценка - 5 баллов

От А до Я. Советское кино 60-х. Оттепель и последствия

Tags: 60-е, От А до Я, Религия, Советские фильмы, Экранизация
Subscribe

Posts from This Journal “От А до Я” Tag

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 41
Buy for 100 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и более позднее, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments