Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Я - актриса (1980)

Это могло бы быть прекрасно, если бы режиссёр вспомнил о зрителях. Увы, биографический фильм Виктора Соколова о великой актрисе Вере Комиссаржевской снят им для себя и для тех, кто знаком с её жизнью и творчеством. Если же вам интересен её творческий путь (а она действительно была необычным человеком), то имеет смысл сначала ознакомиться с биографией, хотя бы кратко, а уж потом смотреть фильм.

яак2
Вера Комиссаржевская (Наталья Сайко), кадр из фильма "Я - актриса"

Автор сценария – Семён Лунгин. Очень хороший сценарист, так, он причастен к фильмам «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «внимание, черепаха!», «Розыгрыш» и другие. Но начальный сценарий подвергся правкам режиссера. В воспоминаниях Соколова есть такие строки:
Главное, к чему мы тогда пришли было то, что фильм должен быть о Душе Художника. Мы выбросили даже остатки сценарных любовных перипетий. В самой жизни Комиссаржевской было много любви, театральности. Настоящий символизм в духе времени. Можно было поставить увлекательный изощренно-сексуальный костюмный фильм. Отказавшись от всего этого, мы, подобно правоверным мусульманам, устроили себе полный шахсей-вахсей.

яак6
Фёдор Комиссаржевский (Юрий Цветов) с Верой, кадр из фильма "Я - актриса"

Но… какой мог быть «изощренно-сексуальный» фильм в 1980-м году? Да и трудно предположить, что Лунгин стал бы писать такое – да, какие-то любовные перипетии могли иметь место, но вряд ли подробные, поскольку Комиссаржевская после тяжелого развода в юности сама говорила:

Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование.

яак1
От такого и  человеку с крепкими нервами станет не по себе... Кадр из фильма "Я - актриса"

А вот при перекраивании сценария совершенно точно ушла связность и постепенное узнавание героини. Первые минут 20-30 смотреть очень тяжело, поскольку непонятно – всё. Фильм начинается с «конца» - то есть, незадолго до смерти героини. Популярный прием, только в данном случае складывалось ощущение, что это вторая серия. Поняв, что серия всего одна, я поставил на паузу и отправился читать о Комиссаржевской, чтоб хоть немного разобраться что к чему.

яак5
Максим Горький (Афанасий Кочетков), кадр из фильма "Я - актриса"

Однако поставить на паузу и немедленно найти информацию возможно в современном мире, а в 80-м году? И я не удивлен, что фильм в результате оказался в числе забытых – настолько, что на Кинопоиске к нему не то, что рецензий нет, а даже и оценок. Авторы фильма относят невостребованность к «отсутствию пошлости», цитирую Соколова:

Я понял: публику в зал не жди. Сам бы я на такой шаг не решился, потому что в душе – киношник. Мне зал необходим, но тут нужно отдать должное Щеглову (художник фильма) с Федосовым (оператор). Оба они твердили: «Пусть из десяти зрителей только один поймет, ну, будут вставать и уходить… ты выдержишь?» Едва не плача, я говорил: «Нет, не выдержу». А они снова за свое, что мне, дескать, необходимо этому научиться, иначе не миновать слащавой пошлости.

яак7
Сёстры Надежда (Гражина Байкштите) и Вера Комиссаржевские, кадр из фильма "Я - актриса"

Нет. Нет и еще раз нет. Причина неуспеха – в невнятности и в том, что авторам не удалось рассказать об этой необыкновенной женщине так, чтобы зрители могли понять её и сопереживать. Это очень обидно, поскольку и работа художника, и работа оператора – замечательны, им действительно удалось визуальными средствами передать хрупкость мятущейся души.

И Наталья Сайко, играющая Веру Федоровну – великолепна: здесь есть и портретное сходство, и, что важнее, глубокое понимание персонажа. В связи с чем опять обидно – из-за невнятного построения фильма Сайко «потеряла» в своей фильмографии эту роль, несомненно украшающую ее творческую деятельность. При том, что картину не задвигали на полку, строго наоборот – для доброжелательной рецензии на нее даже в газете «Правда» место нашлось. Но, что в «Правде», что в «Советском экране» главную причину неуспеха пытаются представить как достоинство:

Но авторы фильма не хотят следовать тем канонам жанра, по которым жизнь великого человека, кто бы он ни был, прилежно укладывается в похожие схемы. Они не ставят себе целью подменить учебник или критическое исследование, не стремятся достичь максимальной полноты изложения.

Напротив, судьба Комиссаржевской предстает перед нами в серии коротких фрагментов, несвязанных друг с другом постоянным сюжетным ходом. И что-то, с точки зрения историка, важное, в этой судьбе опускается, а что-то на первый взгляд совершенно случайное развертывается в подробную, насыщенную оттенками картину. (Римма Кречетова «Цена вдохновения», «Советский экран», декабрь1980 года)

Не с точки зрения историка, а с точки зрения тех, кто фильм смотрит. Фрагментарность, конечно, может быть интересным творческим ходом, но лишь при рассказе об очень известном человеке, чью биографию зритель хорошо знает. А здесь – увы…

Тем не менее, фильм к просмотру рекомендую – только не поленитесь предварительно о Вере Федоровне узнать немного подробнее: тогда впечатление будет совсем другим.

яак4
Вера Комиссаржевская в роли мадмуазель Нитуш, кадр из фильма "Я - актриса"

Кстати. В картине «Я - актриса» есть эпизод, посвященный недолгому периоду работы Комиссаржевской в Театре музыкальной комедии. У актрисы был замечательный голос, который исчез после простудного заболевания, однако в этом жанре она поработать успела. В эпизоде, о котором речь, показан фрагмент оперетты Флоримона Эрве «Мадмуазель Нитуш». Той самой, которая легла в основу фильма «Небесные ласточки» . Но… кто же автор музыки к арии про Бабетту и Кодэ? Эрве или Лебедев?
Tags: 80-е, Советские фильмы, Фильм-биография
Subscribe

Posts from This Journal “80-е” Tag

  • Капабланка (1986)

    Жанр биографического кинофильма весьма неблагодарен – если только персона не является сколь-нибудь культовой, то картина практически…

  • Андрюс (1980)

    Музыкальный детский фильм Литовской киностудии. Порекомендовать могу поклонникам Донатаса Баниониса, любителям классического детского пения (в том…

  • Антарктическая повесть (1980)

    Отличный фильм! Жанр – «выживание». Этот жанр обычно связан с катастрофами, но, как правило, фильм-катастрофа сопровождается…

  • Бармен из «Золотого якоря» (1986)

    «Бабы и кабаки доведут до цугундера» /(с) братья Вайнеры «Эра милосердия»/ Это идеальный эпиграф к фильму «Бармен из…

  • Клоун (1980)

    В первых строках скажу, что это совсем другой «Клоун», к более известному фильму «Мой любимый клоун» (где герой усыновляет…

  • Белый снег России (1980)

    Биографический фильм о чемпионе мира по шахматам Александре Алехине – гениальном шахматисте и несчастливом человеке, который, поднявшись до…

promo kino_sssr february 10, 2020 23:08 36
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments