Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Марья-искусница (1960)

Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства детей 70-х ТОП-3 киносказок – это «Морозко», «Варвара-краса» и «Марья-искусница», которую мы вспомним сегодня. Дуэт блистательного Роу с великолепным Евгением Шварцем, конечно, не мог остаться незамеченным зрителями; сказка запомнилась и полюбилась.

мар4
Кадр из фильма "Марья-искусница"

Солдат (Михаил Кузнецов), отслужив 25 лет, возвращается в родные края. Тяжелая служба не сломила и не озлобила его – наоборот, он готов помогать каждому, будь то белки, медведи или случайно встреченный в лесу мальчик Иванушка (Виктор Перевалов).

мар3
Иванушка (Виктор Перевалов), кадр из фильма "Марья-искусница"
Мальчику в жизни пришлось нелегко – его отец умер уже давно, а маму, Марью-искусницу, забрал в свое царство поганый Водокрут, царь подводный. Вот и отправился Иванушка в дальний путь: выручать маму. А солдат, конечно, предложил идти вместе – вдвоем-то и веселее, и сподручнее.

мар2
Водокрут (Анатолий Кубацкий), кадр из фильма "Марья-искусница"
Долго искать вход в Подводное царство не пришлось – сам Водокрут (Анатолий Кубацкий) героев туда и привел, напуганный необыкновенным барабаном солдата. Но возвращать Иванушке маму он не собирается, а строит козни и затягивает время.

мар8
Морской петух, хранитель взбесившегося рака (Никита Кондратьев), кадр из фильма "Марья-искусница"
Сказка – это жанр удивительный: ведь она не существует без назидательности («сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»), а финал не может быть неожиданным: зло обязательно проиграет добру, положительные герои непременно победят отрицательных. Канонизирован в общих чертах и ход повествования - таким образом, ожидать совсем уж неожиданных сюжетных поворотов не приходится.

мар9
Алёнушка, внучка Водокрута (Ольга Хачапуридзе), кадр из фильма "Марья-искусница"

Что остается? Антураж. Интересность персонажей. Юмор. Высокое качество актерской игры и, разумеется, режиссерское решение. У Роу всё это есть – именно потому мы так любим его сказки. Давайте «пробежимся» по некоторым запоминающимся моментам в «Марье-искуснице».

Животные

мар1
Солдат (Михаил Кузнецов), кадр из фильма "Марья-искусница"

В наше время, не мудрствуя лукаво, животных бы сделали с помощью компьютерной графики. Признаюсь – я всматривался в белочек (особенно эту, на руке), пытаясь понять: анимация или живая? Привет Рэю Харрихаузену, ага. Но, согласитесь – Роу не уступает Харрихаузену, хотя использует другие приемы. На мой взгляд, эти двое – великие мастера, только работавшие разными методами. И у Рэя анимационные персонажи выглядят почти как живые, а у Роу животные настолько органично исполняют роли, что не верится в такое чудо. И это добавляет волшебности – как будто и в самом деле мы попали в сказку.

мар11
Рыбомонстр, кадр из фильма "Марья-искусница"

А какие монструозные рыбы! Вроде, ничего особенного, но как-то эмоционально содрогаешься, видя их – и нисколько не выглядит наигранным испуг мальчика.

Квак

Милляр гениален, о чем тут говорить? Этим двоим (Роу и Милляру) несказанно повезло найти друг друга и их таланты в сотрудничестве раскрылись полностью, одарив зрителей чередой потрясающих образов. Милляр снялся во всех шестнадцати сказках Роу, исполнив тридцать ролей в них. У Роу, в фильме «По щучьему велению», состоялся кинодебют  Георгия Федоровича (два участия в эпизодах до того – не в счет).

мар10
Квак (Георгий Милляр), кадр из фильма "Марья-искусница"

Но дебют Милляра с комедийным переодеванием был раньше – на сцене театра в Геленджике он сыграл… Золушку. Причем, его появление в спектакле не было запланированным – Георгий работал бутафором и знал наизусть все роли. Однажды исполнительница роли Золушки заболела, известно это стало непосредственно перед спектаклем и… режиссеру ничего не оставалось, кроме как загримировать парня и вытолкнуть его на сцену.

Марья-искусница и Тётушка-Непогодушка

мар5
Марья-искусница (Нинель Мышкова) , кадр из фильма "Марья-искусница"

Нинель Мышкова передала искреннее горе матери, разлученной с маленьким сыном. Далеко не всегда и в реалистичных фильмах удается сыграть настолько высокий трагедий накал, но особенность эпизода даже не в этом, а в переходе от драмы от полному отстранению («что воля, что неволя – всё равно… всё равно…»).

мар6
Марья-искусница и Тётушка-Непогодушка (Вера Алтайская), кадр из фильма "Марья-искусница"

И обратите внимание – чуть позже Непогодушка (Вера Алтайская) говорит Водокруту, что ей, наконец, удалось полностью смирить Марью. А ведь женщина не первый день в плену, но, похоже, пока в ней жила надежда – невозможно было её сломить. И получилось это лишь тогда, когда Марья в отчаянии признала невозможность выхода из плена.

Мыслительный процесс

мар12
Пираты. Мыслительный процесс. Кадр из фильма "Марья-искусница"

Это какой фантазией надо обладать, чтобы ТАК обыграть процесс «думания»! Феерия, на мой взгляд!
Кстати, когда вы смотрите эпизоды с пиратами, вам не кажется, что Ролан Быков своих пиратов для «Айболита» именно здесь «подсмотрел»? 
Tags: 60-е, Советские фильмы, Фильм-сказка
Subscribe

Posts from This Journal “60-е” Tag

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 41
Buy for 100 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и более позднее, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “60-е” Tag