Артист цирка Николай Ветров (Анатолий Марчевский) возвращается после гастролей в Москву. В Москве у него есть женщина, Тая (Наталья Варлей), молодая вдова с маленьким сыном. Тая любит Ветрова, но её волнует судьба сына, которому нужен отец, а не «дядя Коля», артист, проводящий дома времени меньше, чем в разъездах.
Тая (Наталья Варлей) и Николай, кадр из фильма "Клоун"
У Таи есть поклонник – человек надежный, уверенный, «каменная стена». Он сделал предложение, и женщина согласилась. Далее цитирую официальный анонс: «Герой ошеломлён и потрясён. В цирковой среде такое предательство равносильно смертному приговору!». Вроде, все правильно написано. Всё, да не всё. Когда фильм посмотришь, то слова о «предательстве» звучат... эммммс... мягко говоря. Потому что на деле история имеет несколько другой оттенок: махровый эгоист полагает, что вдова с ребенком никуда от него, красавца, не денется, а она - оп! И делась.
Николай и тётя Нора (Римма Быкова), кадр из фильма "Клоун"
Разве не права? Разве человек, который любит, может полгода ни разу не захотеть позвонить? Это ерунда про «очень занят», очень занятым можно быть день, два, несколько. Но не шесть месяцев. И еще любящий человек понимает, что о нём переживают – тем более, что уехал, не предупредив. И какие претензии тут могут быть к женщине, какое предательство? Ну, да, Ветров – добрый. Всем помогает, о слонах заботится, туфельки зашивает, вот только якобы любимой ничего от его доброты и заботы не остается.
Закулисье цирка показано очень интересно – интриги, дружбы/недружбы, отношения и прочее. Не знаю, как на самом деле, но я не раз слышал, что в цирке, в отличие от театров, атмосфера гораздо более дружелюбная и семейная. Видимо, потому что там у каждой компании артистов свои номера, а не как в театре, где каждый другому конкурент.
Кадр из фильма "Клоун"
Разумеется, сюжет не крутится только вокруг любовной тематики, - здесь про творца, и про влияние трагедии на личность и творчество.
Сам Марчевский, исполнитель главной роли, - не актер, а клоун; в фильме немало номеров с клоунскими репризами. Это, конечно, на любителя - лично мне очень не нравится цирк в целом и клоуны в частности, равно как и легкомысленные инфантильные люди. Но картина «Клоун» мне, скорее, понравилась. Хотя, конечно, каждый из него вынесет, вероятно, свой смысл. Мой смысл очень точно отражает цитата из романа Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев»:
Женщину теряешь так же, как свой батальон - из-за ошибки в расчетах, приказа, который невыполним, немыслимо тяжелых условий и еще из-за собственного скотства.
Отдельно рекомендую фильм поклонникам творчества Елены Камбуровой. Ее здесь много - и не за кадром, а в кадре. Камбурова играет как бы саму себя, а по фильму она - старинная подруга (в платоническом смысле) героя. И поет, да.
Осталось добавить, что фильм «Клоун» снят по повести Виктора Драгунского «Сегодня и ежедневно», сценарий написал его сын Денис. Режиссер – Наталья Збандут, жена директора Одесской киностудии Георгия Збандута (с 1964-го по 1984 годы).
Кадр из фильма "Клоун"
Метки: любовь/отношения, треугольник, абьюз, цирк, клоун, Москва
Journal information