События начинаются в 1937 году, когда на конезаводе только что родившийся жеребенок остался сиротой – его мать, племенная кобыла Ясная, умерла, едва ожеребившись. Васе Говорухину (Сергей Гурзо) поручают малыша, и, спасая его, Василий крепко привязывается к коню, названному Буяном.
Воронов (Алексей Грибов), кадр из фильма "Смелые люди"
Помощь Васе оказывают Константин Сергеевич Воронов, старший тренер конезавода (Алексей Грибов) и его внучка Надя (Тамара Чернова), которой Говорухин симпатизирует.
На конезаводе, кадр из фильма "Смелые люди"
Выросший Буян не посрамил породу – он не только красив, но обладает всеми качествами будущего чемпиона. Однако тренеру конезавода Вадиму Белецкому (Олег Солюс) не удается объездить коня, тот упорно сбрасывает седока.
Вадим Белецкий (Олег Солюс), кадр из фильма "Смелые люди"
Исхлестав жеребца кнутом, Белецкий добивается только одного – Буян убегает в степь. Вернув коня, Говорухин обвиняет Белецкого в непрофессионализме.
Готовящийся к жокейству Василий и Надя Воронова, кадр из фильма "Смелые люди"
Отныне Вася сам будет работать с Буяном, под руководством Воронова готовя его к спортивной карьере. Тайные тренировки приносят результат – вскоре Буян побеждает на соревнованиях и становится чемпионом.
Засада, кадр из фильма "Смелые люди"
Но все планы рушит начавшаяся война. Вася вместе с работниками конезавода эвакуирует лошадей, а Воронов вместе с Надей остаются под оккупацией, чтобы стать членами антифашистского подполья…
Внучка и дед Вороновы - подпольщики в оккупации, кадр из фильма "Смелые люди"
Конечно, я бы мог не расписывать канву сюжета: конечно, большинство тех, кто вырос в СССР, фильм видели. Но, если вдруг вы почему-то пропустили его, то спешите наверстать упущенное – «Смелые люди» стоят того, чтобы посмотреть. К слову, фильм стал лидером проката в 1950-м году, его посмотрели 41.2 миллиона зрителей. Более того – если ограничиться периодом до середины 50-х, то «Смелые люди» займут второе место по посещаемости, уступив лишь /частично/ «Молодой гвардии» (42.4 – первая серия, но вторая – 36.7).
Серединой 50-х я ограничился из-за взрывного роста кинотеатров в 50-х. Так, если в 1951 году в СССР было 42 тысячи мест кинопоказов, то к 60-му году их количество увеличилось до 103387. Естественно, что и зрителей стало больше.
Надя Воронова, кадр из фильма "Смелые люди"
Полагаю, поклонники «Смелых людей» знают, что это – один из первых советских фильмов жанра «вестерн» (точнее – его аналога на собственном материале, позже получившего название «истерн»). Сценарий для него был написан по личному заказу Сталина, посетовавшему на отсутствие в советском кино остросюжетных историй «люди-лошади» (т.е., условно «ковбойских»). Сценаристы -
Михаил Вольпин и Николай Эрдман, имевшие в «послужном списке», среди прочего, сценарий к хиту 30-х «Волга, Волга». Режиссёр – Константин Юдин.
Сергей Гурзо и Олег Потоцкий в фильме "Смелые люди"
Любопытная история связана с Олегом Потоцким, исполнившим эпизодичесскую роль Коли Девяткина, друга Васи. Во время съемок Олег предложил Юдину немного изменить сценарий – уж слишком хорошо всё оборачивалось для положительных героев, чьей-то смерти не хватало. И Потоцкий решил «пожертвовать» своим героем.
Фильм мог бы и не состояться, так как первые отснятые материалы были забракованы Иваном Большаковым, министром по делам кинематографии. Только вмешательство авторитетных кинематографистов позволило Юдину продолжать съемки, в противном случае его бы заменил Сергей Юткевич и… еще неизвестно – что бы получилось. Юткевич, конечно, талантливый режиссер, но с совершенно иной стилистикой.
Кадр из фильма "Смелые люди"
И, наконец, отмечу, что исполнитель главной роли Сергей Гурзо абсолютно все трюки выполнял сам, без дублеров и каскадеров.
Journal information