Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Скворец и Лира (1974)

Как и обещал – посмотрел. Знаете… я столько читал про ужас-ужас, что ничего кошмарно-ужасного и не нашёл. Да, можно весь фильм циклиться на возрасте Любови Орловой, вспоминать – сколько ей лет, а сколько героине, а можно принять условность. Почему ей обязательно должно быть 25? Пусть будет, скажем, 40-45. Вот, ей-богу, смысл сюжета от этого не меняется совершенно. И да – для семидесяти лет Орлова выглядит великолепно. Не говоря о том, что она потрясающе энергична – танцует, активно двигается, гарцует на лошади… и постоянно в кадре. Она молодец, не смотря ни на что.

скво2
Людмила Грекова "Лира" (Любовь Орлова), кадр из фильма "Скворец и Лира"

Что важно. Есть несколько версий историй запрета фильма, но, на мой взгляд, разгадка этого кроется в истории создания сценария.

По сюжету, кратко. Фильм «Скворец и лира» - двухсерийный. В первой части действие происходит на исходе Второй Мировой. Муж и жена Грековы (Скворец и Лира – их агентурные псевдонимы) – разведчики, работают в Берлине. Сама история перекликается с «Семнадцать мгновений весны», но Греков рангом существенно ниже Штирлица, возможности у него пожиже: кроме того, показан только один эпизод из его деятельности, в отличие от «Мгновений», где вся ситуация разворачивается широко, с привлечением множества персонажей, задействованных как напрямую, так и косвенно.
скво3
Фёдор Греков "Скворец" (Петр Вельяминов), кадр из фильма "Скворец и Лира"

События второй серии происходят уже после окончания войны. Теперь героям предстоит попасть в финансово-промышленные круги Германии, чтобы контролировать сближение американского и германского капиталов.

Я сознательно не пишу подробнее – хотя внедрения обставлены несколько наивно, много ляпов и нереальностей, но, в принципе, определенная острота сюжета присутствует, поэтому не хочется спойлерить. Да, не шедевр. Да, довольно средненько, но не хуже, чем многое другое – мы же помним, что в 70-е в год снималось по 100 - 120 фильмов, и все они шедеврами не могли быть в принципе. Поэтому посмотреть один раз, забыв, что героине по сюжету 25-30, вполне можно.

Более того – во второй серии есть совершенно шедевральный эпизод («Совет богов»), являющийся пророческим, как и знаменитый «План Далласа» из «Вечного зова». И только слепой не увидит реальности этого эпизода.

скво4
Совет богов, кадр из фильма "Скворец и Лира"

Авторами сценария указаны сам Александров, Александр Лапшин и Николай Пекельник. Александров сценарий не писал, это ясно, - он лишь дописывал/переписывал отдельные сцены. А писал – Лапшин /ранее он уже разрабатывал данную тематику (фильм «Схватка» 1972 года)/. Именно его назначили переписывать первый вариант сценария, причем, назначил не кто попало, а КГБ.

А Николай Пекельник – бывший разведчик, один из авторов сборника «Чекисты рассказывают» (часть «Капля крови»). События, о которых рассказывает Пекельник, происходят в послевоенное время и косвенно связаны с сюжетом фильма «Скворец и Лира». Но очень косвенно. Поэтому я предполагаю, что, либо первый сценарий был написан по мотивам истории Пекельника, либо (что скорее всего) он был консультантом Лапшина. То есть, в команде присутствовал человек, знающий как подоплёку событий, так и нюансы работы спецслужб за границей. Кроме того, консультантом был Семён Цвигун, первый зам председателя КГБ (кстати, он писал книги о работе разведчиков под псевдонимом Семён Днепров, а также является автором сценариев к серии «Фронт без флангов» и т.д.)

Теперь давайте подумаем – что могло быть не так с точки зрения КГБ. Неправильное изображение агентов? Сомнительно. Сценарий находился в разработке два года, и его первый вариант приняли в 1970 году, причем, чекисты процесс контролировали. Но… сразу после принятия сценария его снова завернули на доработку.

Что же произошло? В Википедии ссылаются на историю с агентом Гюнтером Гийомом, но простейшая сверка дат показывает, что дело не в этом: Гюнтер достиг пика в 1969 году, а разоблачен был только в апреле 1974 года. При этом фильм на худсовете «Мосфильма» приняли 29 марта 1974 года – и, вроде бы, да, тут есть связь: странно выпускать фильм на шпионскую тему, связанную с ФРГ, во время громкого шпионского скандал. Но мы же помним, что проблемы возникли ранее – в 70-м году.
скво5
Григорий Александров и Любовь Орлова

Не особо внятной выглядит и другая версия – о том, что в конце 60-х – начале 70-х Андропов наладил тайный канал связи с руководством ФРГ и потому не хотел привлекать внимание к теме агентов на территории этой страны. Кроме того, именно к 70-му году были заключены международные договора с ФРГ и отношения между странами более-менее наладились. Если бы версия была верна, то ФРГ заменили бы на другую страну, а иначе поправки не имеют смысла. Других крупных шпионских скандалов в означенный промежуток времени я не обнаружил. Значит… за основу была взята нераскрытая агентурная сеть. Только этим можно объяснить требование переписать сценарий.

В мае 1971 года принимается вторая версия сценария, но съемки начинаются только через полтора года (в ноябре 1972-го) и заканчиваются к январю 1974-го. Что произошло в этот промежуток времени? Ничего особенного, кроме одного, - в августе 1973 года состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны». После него «Скворец и Лира», конечно, не смотрится абсолютно. А тут плюсом и разоблачение Гийома, и слишком откровенно показанные способы внедрения агентуры, и «наезд» на американских «партнеров»… и как кстати тут пришлось недовольство Орловой! А, кроме того, вся студия шипела и упражнялась в злословии.

Переснять неудачные сцены и довести фильм до ума было уже невозможно – при состоянии здоровья Орловой на тот момент об этом уже не шло и речи. И фильм лёг на полку.

А может, не так уж и зря? На мой взгляд, сейчас он смотрится куда сильнее, чем в середине 70-х. Потому что мы уже можем отличить голую пропаганду от чистой правды. И потому, что тогда это был бы один из проходных фильмов, а сейчас - это важная страница истории: истории страны и истории прекрасной женщины с волшебным именем Любовь...

Метки: шпионский, драма, советские разведчики, ФРГ, Вторая мировая, Совет богов, Любовь Орлова, Григорий Александров, Петр Вельяминов, Николай Гринько, Римма Маркова, Оскар Фельцман, Роберт Рождественский
Tags: 70-е, Советские фильмы, Фильмы про шпионов
Subscribe

Posts from This Journal “Советские фильмы” Tag

  • Интриган / Сладчайший полет (1935)

    От второго названия вот прямо разит пошлостью – видимо поэтому его для проката и заменили на «Интригана», хотя в эпитете…

  • Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело 1 – Черный маклер (1971)

    Один из самых любимых многосерийников советского времени, посвященный работе милиции в лице тройки ЗнаТоКов – следователя Павла Знаменского,…

  • Луч смерти (1925)

    В 1924 году вышел фантастический роман Николая Карпова «Лучи смерти», а в марте 1925 – фильм Льва Кулешова «Луч…

  • Бармен из «Золотого якоря» (1986)

    «Бабы и кабаки доведут до цугундера» /(с) братья Вайнеры «Эра милосердия»/ Это идеальный эпиграф к фильму «Бармен из…

  • Я - актриса (1980)

    Это могло бы быть прекрасно, если бы режиссёр вспомнил о зрителях. Увы, биографический фильм Виктора Соколова о великой актрисе Вере Комиссаржевской…

  • Марья-искусница (1960)

    Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства детей 70-х ТОП-3 киносказок – это «Морозко», «Варвара-краса» и…

promo kino_sssr february 10, 2020 23:08 35
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments