Вот, посоветовали мне книгу - Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с
Нашел, читаю. В целом, много воды и авторитетов марксизма-ленинизма, но пока интересно (треть прочитал). А принёс сюда потому, что хочется кое-чем поделиться, а кое-что любопытное оставить на память.
Цитата
В этой книжке пойдет разговор об удивительном общественном явлении сегодняшнего дня — о художественном кинематографе, превратившемся в одни из мощных факторов социального формирования человека. Сразу предупреждаю, что знания в этой области могли бы еще «отлежаться» за переплетами киноведческих диссертации — наука пока мало занималась всерьез проблемами восприятия и воздействия фильма. Но случай как раз такой, что ждать больше нельзя: пусть жизнь поторопит теорию, и пусть мы в чем-то и ошибемся, но попытаемся поразмыслить над зрительскими взаимоотношениями с экраном.
А ведь как удивительно прозорлива Ирина Левшина в этом! Да, когда она писала книгу, она, конечно, думала совсем не о том, о чем думаем мы сейчас, но ведь она была права - не пройдет и десяти лет, как кинематограф (вместе со всей жизнью и миропорядком) круто свернет в такую сторону, о которой даже помыслить невозможно в конце 70-х.
И хотя мне очень не хватило в книге примеров чуть более поздних, самого рубежа 70-х и 80-х, но массу интересных для себя моментов я нашел - и никто не мешает перенести их на позднее время.
Отдельный интерес - Левшина пишет о молодежном кино, и это адресуется как бы и мне - ведь во время написания книги я был подростком, "предметом", так сказать, её изучения. И, конечно, интересно - как это со стороны выглядит сейчас.
Цитата
Художественно-эстетические аспекты восприятия игрового экрана достаточно легко выделить в особую киноведческую проблему, рассуждая о них чисто теоретически. Однако в каждодневной реальности это восприятие зависит от совокупности многих моментов. Поэтому мы задались целью проанализировать зрительские контакты с фильмом, не нарушая по возможности хотя бы главнейших связей аудитории с жизненным пространством, в котором эта аудитория существует.
Очень важное замечание. Обычно, когда я пишу о каком-то совсем старом фильме, я стараюсь посмотреть на него не только из условного "сейчас", но и попробовать перенестись во время создания, в те реалии и то восприятие. Хотя по-настоящему радует, если оба эти восприятия совпадают, если я чувствую, что и сейчас фильм воспринимается, примерно, так же, как и тогда. Ну, само собой, за вычетом некоторых нюансов, но не очень существенных.
А еще радует, когда из своего сегодня я глубже воспринимаю что-то, что считал скучным и неинтересным тогда.
И хочется сюда добавить о моём регулярном удивлении, когда люди старые фильмы (особенно, перестроечные и постперестроечные) оценивают сегодняшним днем, абсолютно не учитывая реалии и додумывая за условного тогдашнего зрителя бог знает что. С другой стороны, мне такие дискуссии читать интересно, именно в них очень четко видно - что изменилось, что осталось близким, что безвозвратно кануло, а что вызывает прям таки удивление.
== часть 2 = часть 3
Journal information