Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Момент истины / В августе сорок четвертого (2001, Белоруссия, Россия)

Книгу Владимира Богомолова "В августе сорок четвертого" я прочел в "Роман-газете" где-то во второй половине 70-х. Не смотря на то, что повествование щедро дополняется различными документами, пошёл у меня он на "ура" - впрочем, так вопринял его не только я, но и миллионы граждан Советского Союза.

В середине 80-х мне удалось купить полную версию романа под названием "Момент истины". В этом сборнике, кстати, есть  еще замечательная повесть "Зося" и несколько рассказов из которых больше других запомнился "Иван" (по нему был снят знаменитый фильм Тарсковского "Иваново детство").

Но "Момент истины" для меня всегда был вне конкуренции, я его перечитывал бессчетное количество раз. И документы, и словесные портреты разыскиваемых создавали удивительную атмосферу погружения вовсе перепетии сюжеты. И я становился по очереди то опытным и смертельно уставшим Алёхиным, то внимательным Таманцевым, то растерянным и старательным новичком Блиновым.








Группа СМЕРШ 3-го Белорусского фронта расследует проникновение немецких диверсантов на прифронтовую территорию. Диверсанты - очень опытные, они совершают вылазку за вылазкой и остаются будто невидимками. Но группа Алёхина тоже не пальцем деланные - и они вступают в изматывающее противостояние. Нет, здесь не будет головокружительных приключений и ярких погонь. Здесь - работа интеллекта, а еще - тщательный занудный поиск вещей, которые непосвященным кажутся ерундой незначащей. Например, саперной лопатки.

И погодя Андрей сказал то, что Поляков посоветовал ему объявить в самом конце инструктажа:
- От имени к-командования довожу до вашего с-сведения, что тот, кто найдет лопатку, будет незамедлительно награжден медалью "3-за боевые з-заслуги".
- Она что, золотая, эта лопатка? - вполне серьезно спросил тихим голосом стоявший в центре, прямо против Андрея, сержант с двумя орденами Славы на гимнастерке.




И вот в 2000-м году был снят российско-белорусский фильм, который, признаться, я ожидал с напрягом - как-то оно там... Тем более, что Богомолов отказался от авторства сценария, что вызвало кучу вопросов и заранее настроило на негативный лад, но...

Как большой поклонник книги я так скажу - фильм получился удачным, лично у меня он не только не вызвал отторжения, но я и пересматривал его не раз. Евгений Миронов в роли Алехина, Владислав Галкин в роли Таманцева - огромные удачи, просто огромные. Да, я совершенно согласен с Богомоловым, что фильм получился не о работе контрразведчиков вообще, а об одной из ситуаций, с которыми они сталкивались.

Но для полноценного фильма, учитывающего все-все, мало экранного времени! Даже две серии было бы мало, тут нужно 5-6, а то и все 10 серий. Может быть, когда-нибудь снимут.

Главное, чтобы на главные роли нашли таких же классных актеров, как Миронов и Галкин - и тогда должно получиться. Я в это верю...



Дополнение: Владимир Богомолов о фильме "В августе сорок четвертого"

В силу бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссёра оказалось проваленным большинство эпизодов, в том числе и узловые, наиболее важные: «В Ставке», «В стодоле» (эпизод с генералами) и финальный — «На поляне». То, что эти эпизоды оказались проваленными, ещё пятнадцать месяцев тому назад осознала продюсерская группа, в течение трёх месяцев требовавшая отстранения режиссёра от постановки; с тем, что большинство эпизодов провалены, в марте прошлого года согласилось и Госкино России, и, наконец, 17 апреля прошлого года это признало Министерство культуры Беларуси, о чём на другой же день мне сообщили из Минска, заверив, что летом наиболее важные из проваленных эпизодов будут пересняты. В конце апреля прошлого года это была принципиальная позиция Минкульта Беларуси и Госкино России, и я с ней, разумеется, согласился.

Однако уже 16 мая мне передали, что продюсер, по соображениям экономии, финансировать пересъемки отказался, заявив, что в состоянии сам сделать «забойный боевик» из уже отснятого материала без каких-либо пересъемок или досъемок. Мне сообщили, что придется ограничиться перемонтажом и переозвучанием. После этого отснятый материал многие месяцы вымучивали. Все свелось к вырезанию провальных, непригодных кадров и целых эпизодов. Сначала этим занимался режиссёр, а затем продюсер, который сам несколько месяцев перемонтировал и сокращал картину, однажды подрезав её — в один приём — на 13 минут экранного времени.

В результате всех вырезаний осталось чисто физическое действие и случилось то, что не могло не случиться: персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа.
Tags: 2000-е, Военные фильмы, Литература, Российские фильмы, Российское кино, Фильмы России, Флешмоб, Экранизация
Subscribe

Posts from This Journal “Российские фильмы” Tag

promo kino_sssr february 10, 2020 23:08 34
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments