Но "Момент истины" для меня всегда был вне конкуренции, я его перечитывал бессчетное количество раз. И документы, и словесные портреты разыскиваемых создавали удивительную атмосферу погружения вовсе перепетии сюжеты. И я становился по очереди то опытным и смертельно уставшим Алёхиным, то внимательным Таманцевым, то растерянным и старательным новичком Блиновым.
Группа СМЕРШ 3-го Белорусского фронта расследует проникновение немецких диверсантов на прифронтовую территорию. Диверсанты - очень опытные, они совершают вылазку за вылазкой и остаются будто невидимками. Но группа Алёхина тоже не пальцем деланные - и они вступают в изматывающее противостояние. Нет, здесь не будет головокружительных приключений и ярких погонь. Здесь - работа интеллекта, а еще - тщательный занудный поиск вещей, которые непосвященным кажутся ерундой незначащей. Например, саперной лопатки.
И погодя Андрей сказал то, что Поляков посоветовал ему объявить в самом конце инструктажа:
- От имени к-командования довожу до вашего с-сведения, что тот, кто найдет лопатку, будет незамедлительно награжден медалью "3-за боевые з-заслуги".
- Она что, золотая, эта лопатка? - вполне серьезно спросил тихим голосом стоявший в центре, прямо против Андрея, сержант с двумя орденами Славы на гимнастерке.

И вот в 2000-м году был снят российско-белорусский фильм, который, признаться, я ожидал с напрягом - как-то оно там... Тем более, что Богомолов отказался от авторства сценария, что вызвало кучу вопросов и заранее настроило на негативный лад, но...
Как большой поклонник книги я так скажу - фильм получился удачным, лично у меня он не только не вызвал отторжения, но я и пересматривал его не раз. Евгений Миронов в роли Алехина, Владислав Галкин в роли Таманцева - огромные удачи, просто огромные. Да, я совершенно согласен с Богомоловым, что фильм получился не о работе контрразведчиков вообще, а об одной из ситуаций, с которыми они сталкивались.
Но для полноценного фильма, учитывающего все-все, мало экранного времени! Даже две серии было бы мало, тут нужно 5-6, а то и все 10 серий. Может быть, когда-нибудь снимут.
Главное, чтобы на главные роли нашли таких же классных актеров, как Миронов и Галкин - и тогда должно получиться. Я в это верю...
Дополнение: Владимир Богомолов о фильме "В августе сорок четвертого"
В силу бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссёра оказалось проваленным большинство эпизодов, в том числе и узловые, наиболее важные: «В Ставке», «В стодоле» (эпизод с генералами) и финальный — «На поляне». То, что эти эпизоды оказались проваленными, ещё пятнадцать месяцев тому назад осознала продюсерская группа, в течение трёх месяцев требовавшая отстранения режиссёра от постановки; с тем, что большинство эпизодов провалены, в марте прошлого года согласилось и Госкино России, и, наконец, 17 апреля прошлого года это признало Министерство культуры Беларуси, о чём на другой же день мне сообщили из Минска, заверив, что летом наиболее важные из проваленных эпизодов будут пересняты. В конце апреля прошлого года это была принципиальная позиция Минкульта Беларуси и Госкино России, и я с ней, разумеется, согласился.
Однако уже 16 мая мне передали, что продюсер, по соображениям экономии, финансировать пересъемки отказался, заявив, что в состоянии сам сделать «забойный боевик» из уже отснятого материала без каких-либо пересъемок или досъемок. Мне сообщили, что придется ограничиться перемонтажом и переозвучанием. После этого отснятый материал многие месяцы вымучивали. Все свелось к вырезанию провальных, непригодных кадров и целых эпизодов. Сначала этим занимался режиссёр, а затем продюсер, который сам несколько месяцев перемонтировал и сокращал картину, однажды подрезав её — в один приём — на 13 минут экранного времени.
В результате всех вырезаний осталось чисто физическое действие и случилось то, что не могло не случиться: персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа.
Journal information