1. Рязанов очень тщательно подбирал актёров и собирал свою актёрскую команду. Но при необходимости, если в его команде не было подходящего актёра, рассматривал массу вариантов, в том числе, обращаясь к аткерам зарубежным.
2. Янковский - актёр с выраженным амплуа (герой-любовник). Иностранные (или дореволюционные) персонажи "благородных кровей", не особо рефлексирующие современники-интеллигенты, обаятельные злодеи, у которых за обаянием просматриваются и жесткость, и жестокость.
По амплуа ему подобен Леонид Филатов. Только пожестче. И Абдулов (в старшем возрасте) - только он мягче.
Янковский появился в кино в 1968 году, его дебют - фильм "Щит и меч" (Генрих Шварцкопф). Валентина Титова, жена Владимира Басова, углядела Янковского в ресторане города Львова и сказала мужу: "Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью". Разумеется, к Олегу не подошли, ибо даже предположить не могли, что он актёр.
Судьбе было угодно, чтобы позже с Янковским пересеклась ассистентка Басова на картине "Щит и меч". И пригласила его на пробы. Так актёр Саратовского театра попал в большое кино.
Теперь посмотрим фильмографию Рязанова и прикинем - где бы (после 1968 года) мог сняться Янковский.
"Старики-разбойники"? Нет. Ну, теоретически - вместо Миронова. Но, согласитесь, получился бы совсем другой герой - не сатирического плана, а реальный жесткий гад.
"Итальянцы в России", "Ирония судьбы"? Нет подходящих ролей.
"Служебный роман" - Самохвалова? Не думаю. У Самохвалова-Басилашвили дрянь просачивается сквозь обаяние кота, Самохвалов как бы не осознает - что делает, когда передает письма, он отчаялся и не понимает, что делать. Это он позднее нарочно нагадит, "вспомнив" про "приударение", а сначала, вроде как, он - жертва, а не подлец. И это важно для драматургии фильма. Янковский - прямолинейнее по типажу. Он бы сразу был как гад. Там невозможно поверить, что он, искренне заблуждаясь, какбэ "запутался". Было бы жёстче однозначно.
А по Янковскому всегда сразу видно кто он в этом фильме - гад или благородный герой - хотя это может быть не очевидно персонажам фильма. Но зритель - понимает (более того - по замыслу зритель и должен нюхом почуять, что что-то здесь не так, и Олег Янковский всегда прекрасно это отыгрывал).
Здесь останется еще добавить, что Рязанов исходно видел в роли Самохвалова только Басилашвили ("И когда возникла идея сделать кинокомедию по «Сослуживцам», то сразу же после мысли, что надо предложить роль Калугиной Алисе Фрейндлих, а роль Новосельцева — Андрею Мягкову, появилась уверенность, что Самохвалова, преуспевающего карьериста, должен играть Олег Басилашвили." /Эльдар Рязанов "Неподведенные итоги"/).
Рязанов давно хотел работать с Басилашвили; снимая "Иронию судьбы", он долго ждал - когда актёр сможет приступить к съемкам, ждал специально, и только когда окончательно стало ясно, что - никак, в картину пригласили Юрия Яковлева.
И с этого самого фильма Басилашвили будет играть в большинстве картин Рязанова, войдя в команду любимых актёров-спутников режиссёра. Так что, роли Басилашвили у Рязанова можно дальше и не рассматривать - они принадлежали ему и только ему.
1979 год. "Гараж". В "Гараже", конечно же, нашлась бы роль для Янковского, буде Рязанов захотел бы его позвать, а тот - согласиться. Вот только Янковский бы не согласился, ибо у него в этого время целых два фильма уже в работе - "Тот самый Мюнхаузен" (главная роль - благородный герой) и "Открытая книга" (роль второго плана - главгад). При всём желании актёр по времени не смог бы вписаться в коллектив "Гаража", учитывая особенности фильма - когда все постоянно толкутся в одном месте, а не приехал - отыграл свои эпизоды - уехал.
А дальше подходящие роли были только в двух фильмах - "Забытая мелодия для флейты" (1987) и "Тихие омуты" (2000).
Филатова Эльдар Рязанов "приглядел" уже давно - еще на пробах к фильму "О бедном гусаре". Борис Криштул, директор этого фильма, рассказывал: "Эльдар Александрович не утвердил Леонида Филатова на роль Плетнева, хотя я очень настоятельно его рекомендовал. Но Рязанов сказал как отрезал: «Леня – хороший артист, но в этой роли убедительнее Стас Садальский». Александра Абдулова он тоже отверг".
И, полагаю, когда встал вопрос о том, кто будет играть ГГ в "Забытой мелодии", Рязанов вспомнил о Филатове, сочтя, что именно он будет убедительным.
Почему Рязанов даже не рассматривал Янковского на фильм "Тихие омуты" - понятно совершенно: в фильмографии Олега Ивановича на тот же период "падают" аж пять картин, одна из которых - его режиссёрский дебют.
И мне кажется, что Рязанов мог рассматривать Янковского на главную роль в "Тихих омутах", но отказался от затеи, узнав про загруженность. Почему думаю, что мог? Ну, вот фото - Рязанов поздравляет Янковского с 60-летим. Это 2004 год.
Значит, общались накоротке, негатива друг к другу не испытывали. К сожалению, не удалось найти ни текста этого поздравления, ни видео.
Но, может, и не рассматривал - Абдулов мягче же. А изначально предполагалось, что герой "Тихих омутов" - это как бы Лукашин годы спустя, а его жена (Людмила Полищук) - это какбэ Галя. Даже в сценарии (в фильм не вошло) упоминалось, что знакомство Каштанова с женой произошло так же, как знакомство Лукашина с Галей. Ну и музыка Таривердиева - в том числе, темы из "Иронии" тоже ведут параллель.
А Янковский - это совсем не Лукашин. Совсем-совсем, даже когда какбы Лукашин станет академиком. Совсем другой психотип - и совсем другой станет роль.
Кстати. В театре Янковский играл Гамлета у Глеба Панфилова, и... не пошла роль. Слишком рассудочным и холодным получался Гамлет, не смотря на яркий талант Янковского, который, казалось, может если не всё, но многое. И роль князя Мышкина тоже не пошла.
Ибо актёры - даже очень талантливые - имеют собственные психо-физические качества, через которые не перепрыгнуть. И поэтому сложно представить в роли Лукашина - Миронова, а в роли глуповатого Плетнёва - Филатова. Прав Эльдар Александрович, прав.
Journal information