Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Category:

Янковский и Рязанов

Рассмотрим теперь пару Янковский - Рязанов. Перед рассмотрением нужно держать в уме две вещи:

1. Рязанов очень тщательно подбирал актёров и собирал свою актёрскую команду. Но при необходимости, если в его команде не было подходящего актёра, рассматривал массу вариантов, в том числе, обращаясь к аткерам зарубежным.

2. Янковский - актёр с выраженным амплуа (герой-любовник). Иностранные (или дореволюционные) персонажи "благородных кровей", не особо рефлексирующие современники-интеллигенты, обаятельные злодеи, у которых за обаянием просматриваются и жесткость, и жестокость.

По амплуа ему подобен Леонид Филатов. Только пожестче. И Абдулов (в старшем возрасте) - только он мягче.

ryazanov-yankovsky

Янковский появился в кино в 1968 году, его дебют - фильм "Щит и меч" (Генрих Шварцкопф). Валентина Титова, жена Владимира Басова, углядела Янковского в ресторане города Львова и сказала мужу: "Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью". Разумеется, к Олегу не подошли, ибо даже предположить не могли, что он актёр.

Судьбе было угодно, чтобы позже с Янковским пересеклась ассистентка Басова на картине "Щит и меч". И пригласила его на пробы. Так актёр Саратовского театра попал в большое кино.

Теперь посмотрим фильмографию Рязанова и прикинем - где бы (после 1968 года) мог сняться Янковский.

"Старики-разбойники"? Нет. Ну, теоретически - вместо Миронова. Но, согласитесь, получился бы совсем другой герой - не сатирического плана, а реальный жесткий гад.

"Итальянцы в России", "Ирония судьбы"? Нет подходящих ролей.

"Служебный роман" - Самохвалова? Не думаю. У Самохвалова-Басилашвили дрянь просачивается сквозь обаяние кота, Самохвалов как бы не осознает - что делает, когда передает письма, он отчаялся и не понимает, что делать. Это он позднее нарочно нагадит, "вспомнив" про "приударение", а сначала, вроде как, он - жертва, а не подлец. И это важно для драматургии фильма.  Янковский - прямолинейнее по типажу. Он бы сразу был как гад. Там невозможно поверить, что он,  искренне заблуждаясь, какбэ "запутался". Было бы жёстче однозначно.

А по Янковскому всегда сразу видно кто он в этом фильме - гад или благородный герой - хотя это может быть не очевидно персонажам фильма. Но зритель - понимает (более того - по замыслу зритель и должен нюхом почуять, что что-то здесь не так, и Олег Янковский всегда прекрасно это отыгрывал).

Здесь останется еще добавить, что Рязанов исходно видел в роли Самохвалова только Басилашвили ("И когда возникла идея сделать кинокомедию по «Сослуживцам», то сразу же после мысли, что надо предложить роль Калугиной Алисе Фрейндлих, а роль Новосельцева — Андрею Мягкову, появилась уверенность, что Самохвалова, преуспевающего карьериста, должен играть Олег Басилашвили." /Эльдар Рязанов "Неподведенные итоги"/).

Рязанов давно хотел работать с Басилашвили; снимая "Иронию судьбы", он долго ждал - когда актёр сможет приступить к съемкам, ждал специально, и только когда окончательно стало ясно, что - никак, в картину пригласили Юрия Яковлева.

И с этого самого фильма Басилашвили будет играть в большинстве картин Рязанова, войдя в команду любимых актёров-спутников режиссёра. Так что, роли Басилашвили у Рязанова можно дальше и не рассматривать - они принадлежали ему и только ему.

1979 год. "Гараж". В "Гараже", конечно же, нашлась бы роль для Янковского, буде Рязанов захотел бы его позвать, а тот - согласиться. Вот только Янковский бы не согласился, ибо у него в этого время целых два фильма уже в работе - "Тот самый Мюнхаузен" (главная роль - благородный герой) и "Открытая книга" (роль второго плана - главгад). При всём желании актёр по времени не смог бы вписаться в коллектив "Гаража", учитывая особенности фильма - когда все постоянно толкутся в одном месте, а не приехал - отыграл свои эпизоды - уехал.

А дальше подходящие роли были только в двух фильмах - "Забытая мелодия для флейты" (1987) и "Тихие омуты" (2000).

Филатова Эльдар Рязанов "приглядел" уже давно - еще на пробах к фильму "О бедном гусаре". Борис Криштул, директор этого фильма, рассказывал: "Эльдар Александрович не утвердил Леонида Филатова на роль Плетнева, хотя я очень настоятельно его рекомендовал. Но Рязанов сказал как отрезал: «Леня – хороший артист, но в этой роли убедительнее Стас Садальский». Александра Абдулова он тоже отверг".

И, полагаю, когда встал вопрос о том, кто будет играть ГГ в "Забытой мелодии", Рязанов вспомнил о Филатове, сочтя, что именно он будет убедительным.

Почему Рязанов даже не рассматривал Янковского на фильм "Тихие омуты" - понятно совершенно: в фильмографии Олега Ивановича на тот же период "падают" аж пять картин, одна из которых - его режиссёрский дебют.

И мне кажется, что Рязанов мог рассматривать Янковского на главную роль в "Тихих омутах", но отказался от затеи, узнав про загруженность. Почему думаю, что мог? Ну, вот фото - Рязанов поздравляет Янковского с 60-летим. Это 2004 год.

ryazanov-yankovsky3

Значит, общались накоротке, негатива друг к другу не испытывали. К сожалению, не удалось найти ни текста этого поздравления, ни видео.

Но, может, и не рассматривал - Абдулов мягче же. А изначально предполагалось, что герой "Тихих омутов" - это как бы Лукашин годы спустя, а его жена (Людмила Полищук) - это какбэ Галя. Даже в сценарии (в фильм не вошло) упоминалось, что знакомство Каштанова с женой произошло так же, как знакомство Лукашина с Галей. Ну и музыка Таривердиева - в том числе, темы из "Иронии" тоже ведут параллель.

А Янковский - это совсем не Лукашин. Совсем-совсем, даже когда какбы Лукашин станет академиком. Совсем другой психотип - и совсем другой станет роль.

Кстати. В театре Янковский играл Гамлета у Глеба Панфилова, и... не пошла роль. Слишком рассудочным и холодным получался Гамлет, не смотря на яркий талант Янковского, который, казалось, может если не всё, но многое.  И роль князя Мышкина тоже не пошла.

Ибо актёры - даже очень талантливые - имеют собственные психо-физические качества, через которые не перепрыгнуть. И поэтому сложно представить в роли Лукашина - Миронова, а в роли глуповатого Плетнёва - Филатова. Прав Эльдар Александрович, прав.
Tags: Кино СССР, Персоны, Советские актеры, Советские режиссёры, Советские фильмы, Советское кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино СССР” Tag

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 41
Buy for 100 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и более позднее, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “Кино СССР” Tag