1. Начало мультипликации
В нашей стране мультипликация началась отнюдь не с «Союзмультфильма»: первые, экспериментальные работы появились за двадцать, даже за тридцать лет до образования знаменитой студии. 1906-й год. Балетмейстер Мариинского театра снимает фильм, в котором двенадцать кукол танцуют на фоне декораций. Фильм был снят покадрово и с полным правом может называться родоначальником отечественной мультипликации.
Ширяев снял и другие кукольные мультики: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро», «Шутки Арлекина». Все они были обнаружены совсем недавно, в 2009-м году. 1912-й год. Биолог Владислав Старевич снимает сначала обучающий, а затем художественный фильм, в которых главные герои – жуки. Первый – фильм о жуках-рогачах, борющихся за самку.
Очевидно, Старевич изначально планировал просто запечатлеть на пленке битву жуков. Но рогачи то ли заробели перед камерой, то ли стали пассивными из-за освещения, но драться не желали. Тогда Старевич препарировал насекомых, вместо лапок вставил в них куски проволоки и снял мультфильм. Во втором фильме, ставшем хитом, жуки разыгрывали сцены из рыцарских романов.
2 Начало «Союзмультфильма»
Мультипликация пережила спад во время Гражданской войны, а с середины двадцатых годов снова начала постепенно развиваться. В России существовало несколько студий, работавших в этой области. А в 1936-м году они были объединены в одну – «Союздетмультфильм». Через год корень «дет» из названия выпал, и студия обрела такое знакомое нашим ушам, родное имя «Союзмультфильм».
Студии выделили сразу два помещения. Оба почему-то – церкви. Отдел кукольных мультиков разместился в храме Спаса Преображения «что на Песках» в одном из арбатских переулков, а отдел рисованных фильмов в церкви Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. Начиная с 1991-го года весь «Союзмультфильм» обосновался здесь, поскольку Спас на Песках был возвращён Церкви. Директором «Союздетмультфильма» стал знаменитый режиссёр Александр Птушко, снявший ещё в 1935-м году первую полнометражную кукольную ленту «Новый Гулливер».
3 «В Африке жарко»
«В Африке жарко» - так называется первым мультфильм, выпущенный студией. Он вышел на экраны первого апреля 1937-го года. Автором сценария фильма стал Сергей Михалков, режиссёром – Дмитрий Бабиченко. Мультик рисованный и длится около часа. По сюжету в нём звери, африканские обитатели, изнемогают от жары. Чтобы спасти их, обезьянка отправляется на Северный полюс, откуда они с моржом везут африканцам мороженое, по пути попадая в разные передряги. Благодарные звери угощают моржа бананами, кокосами, ананасами и отправляют его обратно.
4 Метод эклера
С момента своего образования «Союзмультфильм» не знал проблем с финансированием. Часто на создание мультиков затрачивалось больше средств, чем на съёмку фильмов. Уже в 1937-м начинают выходить цветные мультфильмы. До 60-х годов в отечественной анимации был популярен метод эклера. Суть его заключалась в том, что для достижения реалистичности изображения сначала снимался фильм с реальными актёрами и декорациями, а затем художники «обрисовывали» спроецированное на кальку изображение. Такой метод работы стоил больших затрат. Так были сняты «Каштанка», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» и другие классические мультфильмы.
5 Первый компьютерный мультфильм
Первый анимационный, то есть созданный на компьютере, фильм, появился в нашей стране ещё в 1968-м году. Назывался он «Кошечка» и был создан машиной под названием БЭСМ-4. Мультик короткий и донельзя простой: кошка переходит из правой части экрана в левую и говорит: «Мяу!» Примечательно, что движения животного получились очень плавными.
6 «Союзмультфильм» и цензура
Расцвет «Союзмультфильма» пришёлся на 50-80-е, когда в год выходило до сорока фильмов, а на студии работало иной раз больше четырёхсот человек. Это был огромный котёл, в котором варились и кипели идеи, где мультипликаторы помогали друг другу, где главной задачей было не получение прибыли, а творчество.
Но каким бы бурлящим ни был творческий котёл, его непрестанно остужала цензура. Была она непоследовательной и порой бескомпромиссной. Трудно представить, но есть мультики, которые, как и «взрослые» художественные фильмы не допускались к показу и отправлялись на полку. Есть мультики, к примеру, как «Конец Чёрной Топи», сам замысел которых был кардинально изменён под нажимом редакторов или цензоров. Некоторые режиссёры на свой страх и риск игнорировали зачастую абсурдные обвинения. Так, цензоров возмутило, что в мультфильме «Чебурашка» в пионеры хотят принять непонятного, неизвестного науке зверька. Нет ли здесь клеветы на достойную организацию? А песня «Голубой вагон» показалась им неуместной (или даже опасной) пародией на одну из революционных песен. Режиссёр Роман Качанов оставил без внимания замечания цензоров и при следующей проверке мультфильм был принят.
С другой стороны, порой случались чудеса и подозрительные сценарии и фильмы проходили через цензуру безболезненно, как было, к примеру, с «Бременскими музыкантами», ставшими причиной скандала уже после выхода на экраны.
7 «Союзмультфильм» на рынке
Однако гнёт цензуры оказался на поверку куда легче гнёта денежного. С начала девяностых годов «Союзмультфильм» приходит в упадок, лишившись финансирования и став жертвой криминальных, мошеннических схем. Сейчас здание церкви на Долгоруковской, в своё время перестроенное под нужды студии, пустует. В штате «Союзмультфильма» состоят восемь человек – всё административный персонал. Зарабатывает студия экскурсиями да продажей прав на показы и использование брендов в производстве всевозможной продукции. Единственный крупный проект, который жил здесь в течение долгого времени – полнометражный мультфильм Михаила Шемякина и Станислава Соколова «Гофманиада», который снимался на негосударственные средства и отправился потом на главный анимационный фестиваль в Анси под названием «Гофман и тайна часовщика».
Кроме «Гофманиады», более или менее активно снимаются мини-мультики из цикла «Веселая карусель»
Источник
Journal information