Я сделал пометочки от себя. Выделено жирным и курсивом - фильм смотрел и помню его.
Жирным без курсива - смотрел, но не помню или почти не помню.
Курсив без жирного - не смотрел, но, приблизительно, знаю о чем.
Никак не выделено - не смотрел и не заню о чем даже приблизительно
Звездочки - моя оценка: *** - супер; ** - не шедевр, но неплохо;
* - представляет ограниченный интерес
Отсутствие звездочки - или не видел/не помню, или поостерегусь рекомендовать.
Вступительное слово - от Сергея Кудрявцева.
В предлагаемом перечне призеров и дипломантов различных фестивалей, обладателей всевозможных кинопремий предпочтение отдано наиболее известным и периодически проводящимся смотрам, а кроме того, фестивалям, ориентированным как на авторское и молодое кино, так и на жанровое и зрелищное. По возможности прояснена запутанная ситуация, когда большие и золотые призы оказываются вовсе не главными, а называемые главными - наоборот, вторыми по значению. Проводится разграничение и по степени важности наград жюри основного конкурса и премий параллельно действующих ареопагов - кинокритических, экуменических, иных общественных организаций. Если премии на фестивалях присуждались в течение одного и того же года, дата объявляется лишь в последнем из цитируемых примеров, а сведения о призах, полученных в другие годы, отбиты в тексте при помощи точки с запятой.
В список вошли, за редким исключением, только игровые - полнометражные и короткометражные - ленты. Упомянуты полнометражные мультипликационные, документальные и научно-популярные картины лишь в том случае, если они получали призы на ведущих фестивалях - Канне, Венеции, Сан-Себастьяне и т.п. (правда, включены в наградной лист и несколько популярных неигровых работ, отмеченных премиями на более специализированных киносмотрах в Оберхаузене, Кракове или Лейпциге). То же касается и большинства детских фильмов и телевизионных лент. Фамилии режиссеров не названы, если призов удостоены не картины в целом, а персонально их отдельные создатели - актеры (но не актерский ансамбль), сценаристы, операторы, композиторы...
Приведены фильмы, в которых лишь принимали участие советские и российские киностудии (данные о копродукции сообщены и в том случае, если режиссер - иностранец), а также зарубежные произведения, созданные нашими соотечественниками. Поскольку часть лент, законченных в 1991-1992 годах, были запущены в производство еще в момент существования СССР, они выделены в особый реестр "Фильмы переходного периода". Но начиная с 1993 года упоминаются только те работы, которые поставлены в России или совместно с Россией.
При составлении данного списка использовались данные из различных изданий, подготовленных "Советской энциклопедией", Госфильмофондом и Союзинформкино, а также сведения из буклетов кинофестивалей, периодических журналов и газет - отечественных и зарубежных. Частично информация была почерпнута из выпусков "Фильмы России" или любезно предоставлена в личное распоряжение их авторами - Мирославой Сегида и Сергеем Землянухиным.
ФИЛЬМЫ СССР
- "А зори здесь тихие..." *** (медаль за участие на МКФ в Венеции, номинация премии "Оскар" по категории "лучший иноязычный фильм" в США в 1972 году) реж. Станислав Ростоцкий
- "Абу Райхан Беруни" (приз на МКФ в Тегеране, 1977) реж. Шухрат Аббасов
- "Агония" * (премия ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма на МКФ в Венеции, 1982) реж. Элем Климов
- "Адмирал Нахимов" (приз жюри за массовые сцены и премия Алексею Дикому за мужскую роль на МКФ в Венеции; операторы Анатолий Головня и Тамара Лобова отмечены на МКФ в Локарно, 1947) реж. Всеволод Пудовкин
- "Аист" (почетная грамота экуменического жюри за короткометражный фильм на МКФ молодого кино в Мангейме, 1978) реж. Валериу Жереги
- "Академик Иван Павлов" (премия Александру Борисову за мужскую роль на МКФ в Марианске-Лазне, 1949)
- "Александр Невский" (по опросу киноведов мира в 1978 году назван среди ста лучших фильмов) реж. Сергей Эйзенштейн
- "Альба Регия" (приз на МКФ в Москве, 1961), ВНР-СССР, реж. Михай Семеш
- "Альпийская баллада" (лучший фильм на МКФ в Дели, 1968) реж. Борис Степанов
- "Ангел мой" (спец. приз на МКФ короткометражных фильмов в Лилле, 1978) реж. Борис Токарев
- "Андрей Рублёв" ** (приз ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма на МКФ в Канне, 1969; включен в число ста лучших фильмов по итогам опроса киноведов мира в 1978 году) реж. Андрей Тарковский
- "Аревик" (главный приз на МКФ телефильмов в Праге, 1979) реж. Арнольд Агабабов, Аркадий Айрапетян
- "Арена смелых" (приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, 1953) реж. Сергей Гуров, Юрий Озеров
- "Астенический синдром" * (спец. приз на МКФ в Западном Берлине, 1990) реж. Кира Муратова
- "Ася" (премия Елене Кореневой за женскую роль на МКФ в Таормине, 1978)
- "Атомная энергия для мирных целей" (приз за научно-популярный фильм на МКФ в Венеции, 1956) реж. Дмитрий Боголепов
- "Ашик-Кериб" (премия "Феликс"-88 художникам Георгию Алекси-Месхишвили, Николаю Сандукели и Шоте Гоголашвили, спец. приз ex aequo на МКФ в Стамбуле, 1989)
- "Бабье царство" (спец. диплом Римме Марковой за женскую роль на МКФ в Сан-Себастьяне, 1968)
- "Бакенбарды" (премия ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне, 1990) реж. Юрий Мамин
- "Баллада о солдате" *** (две премии на МКФ в Канне, 1960; главный приз и премия за режиссуру на МКФ в Сан-Франциско; приз "Давид Донателло" за лучший иностранный фильм в Италии; назван Британским киноинститутом вместе с "Местью" и "Белыми ночами" среди лучших иностранных лент; главный приз Лондонского фестиваля, 1960; номинация Валентина Ежова и Григория Чухрая на премию "Оскар" по категории "лучший оригинальный сценарий" в 1961 году) реж. Григорий Чухрай
- "Бегство мистера Мак-Кинли" * (премия композитору Исааку Шварцу на МКФ фантастических фильмов в Триесте, 1977)
- "Без свидетелей" ** (приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве, 1983) реж. Никита Михалков
- "Белая птица с чёрной отметиной" (главный приз ex aequo на МКФ в Москве, 1971) реж. Юрий Ильенко
- "Белые ночи" (назван Британским киноинститутом вместе с "Местью" и "Балладой о солдате" среди лучших иностранных фильмов 1960 года) реж. Иван Пырьев
- "Белый Бим Чёрное ухо" * (главный приз ex aequo на МКФ в Карлови-Вари, 1978; номинация премии "Оскар" по категории "лучший иноязычный фильм" в США в 1978 году) реж. Станислав Ростоцкий
- "Белый колокольчик" (диплом оператору Улдису Брауну на МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене, 1964)
- "Белый пароход" (приз на МКФ в Авеллино, 1977) реж. Болотбек Шамшиев
- "Белый шаман" (премии Анатолию Ниточкину за режиссуру и Николаю Шундику за сценарий на МКФ телефильмов в Праге, 1983)
- "Берлин" (международная премия за лучший документальный фильм на МКФ в Канне-46) реж. Юлий Райзман
- "Бессмертный гарнизон" (почетный диплом на МКФ в Венеции, 1956) реж. Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ
- "Большая семья" *** (премия за актерский ансамбль на МКФ в Канне, 1955) реж. Иосиф Хейфиц
- "Братан" (главные призы на МКФ в Мангейме и Турине, 1991) реж. Бахтиёр Худойназаров
- "Братья Карамазовы" * (специальная премия режиссеру Ивану Пырьеву - посмертно - на МКФ в Москве, номинация премии "Оскар" по категории "лучший иноязычный фильм" в США в 1969 году)
- «Броненосец "Потемкин"» (по опросу среди критиков мира на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм назван первым, а Сергей Эйзенштейн - вторым среди лучших режиссеров; по итогам референдума критиков в журнале "Сайт энд Саунд" назван шестым в 1962 году и третьим в 1972 году в десятке лучших лент; по опросу киноведов мира в 1978 году назван первым среди ста лучших фильмов) реж. Сергей Эйзенштейн
- "Был месяц май" (премия Интервидения и приз за режиссуру на МКФ телефильмов в Праге, 1970) реж. Марлен Хуциев
Journal information