Оригинал взят у darriuss в Киносоварх: "Леон Гаррос ищет друга" (1960), часть 2: Сталинград, Жданов, Братск
1. Короткая остановка для телефонных переговоров где-то по дороге из Москвы в Сталинград. Дети облепили непривычные французские автомобили.
2. И вот уже экспедиционеры в городе на Волге у какого-то военного мемориала.
3. Тут Леон совершенно случайно находит для своего репортажа рабочего, чудесным образом не забывшего французский язык (!) еще с Первой мировой войны (!!). Ну и далее старикан-полиглот в робе бойко так шпарит минуты две-три. Ничего кроме смеха такие "совпадения" вызвать конечно не могут, такое впечатление, что каждый второй советский человек свободно знает французский. Надо же.
4. Прекрасные панорамы свежевосстановленного Сталинграда. На переднем плане обком, вдалеке виден шпиль железнодорожного вокзала.
5. Я так понимаю, проспект Ленина, главная улица города. Минск в смысле масштабов архитектуры покуривает где-то в стороне.
6. Вид от городской набережной на Аллею героев и площадь Павших героев вдалеке. В общем это центральная парадная городская эспланада между вокзалом и Волгой. На переднем плане фонтан "Искусство" (1957, скульптор С.Алешин, архитектор В.Шалашов).
7. Перспектива ул. Мира. Здание вдалеке, похожее на Пантеон, всего лишь Планетарий (1954) с скульптурной группой "Мир" Веры Мухиной на верхушке купола.
8. Волградский тракторный. Погрузка готовой продукции.
9. Танк-памятник.
10. Герои в новеньком городе. Витрины магазинов на заднем плане еще замазаны краской.
11.
12. В местном шахматном клубе. Камео гроссмейстера Василия Смыслова.
13. На набережной Волги. Хорошо виден комплекс Сталинградского речного вокзала: впереди (со шпилем) временный деревянный павильон 1952 года, справа заметен трехпалубный дебаркадер, к которому швартовались корабли. В 1964 году временный павильон сгорел, и к 1980 году на набережной выстроили новое огромное модернистское здание.
14. Дебаркадер с теплоходом.
15. У временного павильона.
16. На дебаркадере заметно название города. До переименования оставалось еще 2 года.
17. Траффик на реке.
18.
19. Кассы речного вокзала. Для волгоградцев эти кадры представляют уже реальную краеведческую ценность.
20. Тут герои узнают, что искомая певица в исполнении Татьяны Самойловой сегодня выступает для строителей и работников Сталинградской ГЭС.
21. Фотография на память у речных вокзалов.
22. Французы на фоне торжественного спуска к Волге с парадными пропилеями.
23. Новая Simca крупным планом.
24. Сталинградская (сейчас Волжская) ГЭС, до окончания строительства которой оставалось еще пару лет. Пришло время продемонстрировать французскому кинозрителю успехи советской индустрии.
25.
26.
27. Самойлова голосом Марии Лукач поет для строителей ГЭС меланхоличную песню Никиты Богословского и Евгения Аграновича "Не улетай".
28. Увы, французы на подъезде к ГЭС попадают в пробку и к Самойловой не успевают. Та отправляется в следующий город, почему-то Жданов, нынешний Мариуполь. Надпись на заднем борту самосвала "Не уверен, не обгоняй".
29. Ездят "артисты московской эстрады" на заказном ЗиС-155.
30. Делать нечего, надо догонять. По дороге французы останавливаются в неком колхозе "Рассвет" у бюста его председателя Антонины Степановой, образ которой очевидно вдохновлен многочисленными советскими колхозницами-героинями (иногда двукратными, судя по бюсту) Социалистического Труда.
31. Председатель Степанова радушно принимает интуристов. Столы ломятся от даров природы. Параллельно эти самые достижения советского сельского хозяйства подробно демонстрируются.
32. Диалог в коровнике с местной работницей:
- А сколько у вас коров?
- 200!
- А быков?
- Один!
- А одного достаточно?
- Да у нас есть искусственное осеменение!
- А зачем тогда бык?
- Да чтоб веселее было коровам!
Такой вот юмор.
33. Наконец, Жданов. Для начала зрителя ошарашивают грандиозной панорамой "Азовстали".
34. Комбинат усердно коптит украинское небо разноцветным дымом.
35. Показывают и техпроцесс. Это, если я еще не забыл черную металлургию, разливка в изложницы.
36. Живут все в гостинице "Спартак". Таковая действительно существует в центре Мариуполя в парадном сталинском здании.
37. Ресепшн. Надпись "Паспортист" продублирована на французском, ну да. В Мариуполе. На французском.
38. У гостиницы. Помогите опознать автобус.
UPD. RAF-251.
39. Вот он отъезжает с московскими артистами.
40. Напротив гостиницы "Ателье мод".
41. Что-то я не смог найти такое здание в Мариуполе, да еще и с памятником Ленину перед ним. Возможно натурные сцены снимали все-таки в другом городе.
42. В конце концов в экспортном фильме не обошлось и без русского медведя.
43. Заканчивается все хеппи-эндом в Братске Иркутской области. Французы добираются туда на машине, их дорогу показывают нарезкой секундных эпизодов. Оказывается, дорога из Мариуполя в Братск лежит через Узбекистан. Любопытные конструкции из хлопка.
44. Заодно и через Киргизию. Надо же показать многонациональность советской страны.
45. Потом можно вернуться и назад в Азербайджан. Я так понимаю, это Нефтяные камни, корабль тушит скважины в море.
46. Вновь где-то в Азии. Ветеринарная юрта и ее обитатели за работой.
47. Немного побряцали и оружием.
48. Мимими.
49. Неудивительно, что когда французы оказались в Братске, уже наступила зима.
50. В финале подробно показывают главную стройку социализма начала 1960-х - Братскую ГЭС. Она как раз была в самом разгаре.
51. Сооружение плотины.
52. Гостей из капстран на машинах пускают прямо на стройплощадку.
53.
54. Здесь, в Братске, они находят не только певицу Самойлову, но и того самого фронтового друга, которого и ищет Леон Гаррос. Работает он тут бетонщиком.
55.
56.
57. Поселок строителей. Заслуженные специалисты живут в уютных бревенчатых коттеджах (по выражению французов "бунгало") в сосновом лесу. Бульдозер чистит дорогу, образцово-показательная картинка.
Фронтовой друг Леона Гарроса в процессе бетонирования плотин ГЭС конечно же только улучшил свои знания французского. Следующий эпизод вызвал у нас приступ неконтролируемого веселья. Герой-бетонщик обращается к супруге:
58. - Дашенька, у нас гость, принеси-ка чего-нибудь выпить!
Ну, думаем мы, вот сейчас и водка появится, и икра, и Дашенька в кокошнике, и еще что-нибудь столь же фольклорное.
59. Что же приносит Дашенька? Шампанское и три хрустальных бокала! По выражению лица бетонщика можно легко предположить, что он про всю эту ситуацию думает. Это был самый смешной эпизод в общем-то не слишком забавного фильма.
60. Строительство Братска. На переднем плане УАЗ-450, внешним видом не сильно отличающийся от более поздней и знакомой нам "буханки". Дизайн на десятилетия.
61. Строители комсомольцы живут пока в палатках. Палатки украшены портретом Никиты Сергеевича. Это, впрочем, по-моему единственное какое-либо появление Хрущева в фильме.
62. Танцы в клубе.
63. В самой концовке действие возвращается в Москву. Рубиновые звезды такие рубиновые.
64. Полярный летчик, вернувшийся из Тикси, с горя выпивает.
65. Эх, жаль, этикетку не разобрать.
66. Но невеста к счастью возвращается. Обратите внимание на роскошную шубу Самойловой.
67. Камера опускается вниз, шубка падает на пол, затемнение.
68. Французы отправляются на родину. Такое впечатление, что в СССР они провели год.
69. Fin.
Отличное кино, обязательно его посмотрите.
Journal information