Оригинал взят у darriuss в Киносоварх: "Леон Гаррос ищет друга" (1960), часть 1: Москва
В 1959 году советская киностудия имени Горького решила снять рекламный ролик Советского Союза для граждан капстран. В соответствии со спецификой деятельности предприятия ролик ушел в производство в виде полнометражного цветного художественного фильма на полтора часа экранного времени. В качестве зарубежного партнера было решено выбрать Францию, которая даром, что была членом НАТО, считалась среди того лагеря большим другом СССР по крайней мере в те годы. Результатом сотрудничества советской студии и французской кинокомпании "Просинекс" стало кино про троицу интуристов, путешествующую по стране победившего социализма в поисках фронтового друга одного из героев. Смысла в фильме немного, как комедия он не слишком смешной, но с главной своей задачей справился успешно: показал Страну Советов так, что в нее немедленно захотелось попасть.
Поразительно, но про существование этого фильма я узнал только 6 января текущего года. Оказавшись в номере гостиницы "Барселона" в городке Бар Винницкой области Украины, мы с коллегами приготовились праздновать Рождество, включили телевизор и случайно наткнулись на начальные титры этой картины. Никто из нас ее не узнал, но мы все же для пробы решили посмотреть первые минуты, и так в итоге и не оторвались от экрана до сакраментального "Конец фильма". Более того, гостиница систематически оглашалась нашим восторженным ревом: "Леон Гаррос ищет друга" оказался переполнен прекрасными съемками Москвы, пока еще Сталинграда и Жданова (!) и даже Братска (!!) с гигантским количеством разных деталей, характерных для конца 1950-х годов и уже, понятное дело, утраченных. Ничего подобного по концентрации фактурной натуры эпохи я и не припомню.
К моему прискорбию, для подробного разбора этой ленты про нее придется делать целых 2 серии, в первой из которой будет московская половина фильма.
1. Дебютные кадры картины. Герои въезжают в Москву по Ленинскому проспекту, сейчас эта местность уже глубоко в черте города. Интересно, что французы явились в столицу СССР не традиционной дорогой через БССР мимо Минска, Орши и Смоленска, а неким южным путем: или через Украину, или белорусским Полесьем, мимо Гомеля, Брянска, Калуги. Не знаю, впрочем, существовала ли в 1959 году, когда снимался фильм, трансполесская трасса М10. Сомневаюсь.
2. Камера поворачивается на 180 градусов, и мы видим въездной знак в город и панораму Ленинского проспекта, одна из сторон которого вовсю застраивается. Думаю, героев заставили въехать в город именно с этой стороны, а не через Кутузовский проспект, именно, чтобы показать "Москву на стройке".
3. Возведение домов нечетной стороны проспекта.
4. Съемочной группе улыбается и машет симпатичная девушка-водитель катка.
5. Путешествуют французы на двух автомобилях, обе Simca, французского автопроизводителя, созданного в 1934 году итальянским концерном FIAT, к 1970 году поглощенного Chrysler. Машина в кадре - свеженький универсал Simca Vedette Marly 1958 года.
6. Второй автомобиль - также голубой универсал Simca 9 Aronde, но он уже постарше, начала 1950-х годов.
7. Ленинский проспект - парадная магистраль уже хрущевской архитектуры. В кадр систематически попадают и советские авто, тут например - "Победа".
8. Естественным и логичным путем интуристы оказываются на Ленинских горах. Проезжают мимо трамплинов.
9. В кадр конечно попадают классические виды с обзорной площадки на Лужники, а тут еще и фонарь на скриншот угодил. Большая спортивная арена (справа) была закончена только в 1956 году (арх. А.Власов, И.Рожин, А.Уллас, А.Хряков), т.е. к моменту съемок совсем недавно.
10. Здесь в центре уже видна Малая спортивная арена, а у левого края кадра Дворец спорта "Лужники". Эти здания также были закончены в 1956-м.
11. Главное здание МГУ, куда без него на Ленинских то горах. Интересно, что несмотря на хрущевское бичевание излишеств в архитектуре, сталианс никуда в фильме не прячут, а наоборот с удовольствием демонстрируют.
12. Двое из французов в новенькой "Симке". Заглавного героя, Леона Гарроса (справа), который и ищет в Союзе фронтового друга, играет известнейший французский тележурналист Леон Зитрон, родившийся в Петрограде и покинувший родину с семьей в 1920-м.
13. Далее герои катаются по Москве, заодно показывая зарубежному кинозрителю городские виды. Кстати, во Франции фильм вышел под названием "Vingt mille lieues sur la terre" ("Двадцать тысяч лье по земле").
14. Памятник Юрию Долгорукому на Советской площади. За памятником справа заметен фрагмент темно-серого конструктивистского здания Института Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина (1925-27, арх. С.Чернышев), позже Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, сейчас Российского государственного архива социально-политической истории. Слева 7-тажный кирпичный жилой дом 1939-44 гг. (арх. А.Мордвинов).
15. На ул. Горького (Тверской). Обратите внимание на магазин "Сыр".
16. Битком забитый троллейбус МТБЭС с полностью открытыми окнами.
17. Какая неопознанная мной церковь.
UPD. Храм Воскресения Христова в Сокольниках.
18. Кутузовский проспект и только что открытый на нем автомобильный тоннель. Вдалеке видна конечная цель интуристов.
19.
20. Гостиница "Украина".
21. Автостоянка у парадного подъезда гостиницы. Сплошь 21-ые "Волги" и "ЗиМ"ы.
22. Французы припарковались. Интересен автобус слева на заднем плане.
UPD. Автобус ЗиЛ-158В.
23. Вывеска гостиницы.
24. В кадр попал и фрагмент неоновой вывески.
25. Само здание показывают медленно и с наслаждением.
26. Вестибюль. Цитата французов: "Это не гостиница, это опера".
27. Приставленный к интуристам переводчик Николя в исполнении Юрии Белова и модном узком галстуке в горизонтальную полоску. Интересно, какое у Николя было звание.
28. Стойка ресепшна. На стене заметен рекламный плакат "Интуриста" Volga с ладьей, у стойки пара индусов.
29. Молоденькая лифтерша ждет клиентов.
30. Лифтерша совершенно случайно свободно говорит по-французски. Курящего француза, кстати, играет совсем молодой Жан Рошфор.
31. В номере гостиницы.
32. Еще один обязательный пункт турпрограммы для вызывания шока у французских кинозрителей - посещение метрополитена. Станция "Киевская" Арбатско-Покровской линии.
33. Народу и тогда в метро было изрядно.
34. Переходы между станциями.
35.
36. По эскалаторам помимо прочего едет и поющая группа молодежи с играющим баянистом. Хорошо не цыгане.
37. Это еще вагоны типа А попали в кадр?!
38. Французский фотожурналист на фоне схемы Московского метрополитена конца 1950-х годов. Обратите внимание, что на схеме рисунками обозначались важные здания типа вокзалов.
39. Зубовский бульвар, остановка автобуса у метро "Парк Культуры". В кадре стойка с указанием останавливающихся маршрутов и молочно-синий автобус ЗиЛ-158.
40. Кстати, еще один автобус попадает в кадр чуть раньше, но что это? АКЗ-1?
41. Демонстрируя свободные нравы хрущевской оттепели, действие переносится к открытому бассейну "Москва" с большим количеством полуголых людей вокруг. В центре главный женский персонаж, на роль которого была выбрана хорошо знакомая французам по фильму "Летят журавли" Татьяна Самойлова.
42. Чем не европейское кино? Кстати, это не та "Москва", которая была на месте Дворца Советов, это "Москва", построенная ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года, и в 1960-м (после открытия той "Москвы") переименованная в "Чайку".
43. Самойлова в платье с моднейшим принтом.
44. От вида этой многоярусной конструкции с вышками для прыжков в воду я конечно пришел в совершеннейшую ажитацию. Очень стильная штука.
45. В кадр попадает агитационная вывеска с традиционным слоганом советского Сберегательного банка.
46. Магазин "Мясо" на Остоженке.
47. Московские киоски. Слева "Горсправка", справа "Табак".
48. Ассортимент последнего. Заметны "Север", "Прима", "Прибой", "Памир", французу же по душе пришлись папиросы "Фестиваль". Интересны "виноградные" мотивы в оформлении киоска.
49. Из "Горсправки" виден грузовой фургон по перевозке мебели. У работающей в киоске девушки рядом с телефоном лежит какая-то толстенная книжка.
50. Новейшая Simca крупным планом с Жаном Рошфором в окне. Справа в кадр угодил автобус ЗиС-155, но уже молочно-красного цвета.
51. Киоски находятся где-то у гостиницы "Метрополь", ведь от них открывается перспектива проспекта Маркса с недавно (1957) открытым универмагом "Детский мир" Алексея Душкина слева. По проспекту в направлении площади Дзержинского катит очередной троллейбус МТБЭС. Интересно, что здание КГБ на площади еще с располовиненным фасадом: правая часть - сталинская архитектора А.Щусева, левая - пока сохраняет исторический дореволюционный облик.
52. Красная площадь, гигантская очередь к Мавзолею.
53. Причем Мавзолей только открывается для посещения, очередь
54. Наш фотожурналист вовсю снимает почетный караул и даже не попадает в застенки Лубянки. Приезжайте, туристы, в либеральную Москву!
55. Леон Гаррос на фоне здания Сената и Сенатской же башни Кремля.
56. Очередь запускают в Мавзолей. Обратите внимание, что он еще Ленина-Сталина!
57. В очереди дали фольклора и пионэров. Пионэры нагло смотрят прямо в камеру.
58. "Дачный" эпизод. "Москвич-402" классической нежно-бирюзовой расцветки.
59. Героиня Самойловой музицирует на веранде собственной дачи. Французы убеждаются, как хорошо живется в Советском Союзе.
60. Впрочем, Самойлова играет актрису, подрабатывающую певицей, а дача может принадлежать родителям. Вдалеке-вдалеке заметен высокий забор, которым советская элита на всякий случай отгораживалась от пролетариата.
61. Жених певицы Самойловой (конечно же полярный летчик!) привозит будущей теще подарок. Размеры шоколадного зайца ту немало впечатляют.
62. Дача, демонстрирующая преимущества советского образа жизни.
63. Следующий же эпизод снимался на реальном футбольном матче ФК "Реймс" (Франция) и сборной советских клубов, где последняя конечно победила. Спортивных развлечений, тем более международных, в то время было немного, поэтому в Лужниках 26 июня 1959 года собрался аншлаг.
64. Французские актеры в окружении советских болельщиков.
65. В перерыве (или после матча), оказывается, проводилась лотерея по номерам билетов с ценными призами. Леон Гаррос естественно выигрывает и получает в подарок от советского правительства
66. Круг почета по стадиону.
67. Герой Жана Рошфора идет в гости к той самой лифтерше из "Украины", так удачно владеющей французским языком. Живет лифтерша опять в районе новостроек на юго-западе Москвы, на ул. Крупской, соединяющей Ленинский проспект с проспектом Вернадского.
68. Школа.
69. Двор в районе ул. Крупской.
70. Интерьер квартиры семьи обычной московской лифтерши в гостинице для иностранцев со свободным владением иностранного языка (званием, думаю, не меньше лейтенанта). В ассортименте имеется даже телевизор и 2 подруги, внимание - также владеющие французским!
UPD. Телевизор "Авангард".
71. Следующий интереснейший эпизод происходит на Малой Московской железной дороге (т.е. ДЖД) в подмосковном Кратово. Вокзал станции "Путь Ильича" с гипсовым горнистом.
72. К этому моменту мы с ребятами уже были от фильма в окончательной и бесповоротной эйфории.
73. Состав у перрона.
74. Француз, рискуя жизнью, снимает отправление поезда. Вероятно из УЖД-маньяков, пардон ферроэквинологов.
75. Вот фотоаппарат опознает кто-нибудь?
76. А Рошфор со своей лифтершей гуляют в парке Горького. Вдоль аллеи массово расставлены декоративные скульптуры, и пока никаких хипстеров.
77. Колесо обозрения.
78. Лодочные прогулки.
79. Пока фотограф в номере "Украины" смотрит по телевизору зажигательные грузинские танцы...
UPD. Телевизор свеженький, "Знамя-58".
80. ... Рошфор с лифтершей слушают стихи молодых поэтов у памятника Маяковскому. Обратите внимание на неоновый агитпроп слева на заднем плане на фасаде гостиницы "Пекин". "Соблюдайте Правила дорожного движения!".
81. Тем временем, нашего полярного летчика (жениха Самойловой) экстренно отправляют в рейс на Тикси. Из-за серии обычных в кино несуразиц и недопониманий начинает разворачиваться ДРАМА, приведшая в итоге французов в город Жданов (он же нынешний Мариуполь).
82. Кабинет в Главном управлении Севморпути. Обратите внимание на самолеты в решетке ограждения на заднем плане.
83. На аэродром герой-летчик едет на ГАЗ-21 первой серии (со звездой на радиаторной решетке) оттенка "весенняя зелень".
84. Показывают и взлет на Тикси, но почему-то еще в режимное время, на рассвете. Самолет распознать сложно. Ил-14?
85. А ведь вместо Тикси этот летчик должен был идти с Самойловой в ЗАГС. Встретиться договорились на Пушкинской площади, у известного памятника. Слева конструктивистское здание редакции газеты "Известия" (1925-27, арх. Г.Бархин, М.Бархин).
86. Жених на встречу не пришел. :(
87. Самойлова в помрачающем умы советских девушек наряде. Вдалеке виден кран на стройке кинотеатра "Россия".
88. Тут в одном кадре и выносная торговля некого гастронома (наверное, "Елисеевского", он был совсем рядом на ул. Горького 14), и деревянная телефонная будка, и автоматы с газировкой.
89. Не дождавшись жениха, Самойлова закатывает истерику, бросает все и уезжает
Journal information