Я не смог составить рейтинг и выстроить по "местам", поэтому - по годам выхода фильмов.
1958 год. "Идиот". Князь Мышкин
Я небольшой любитель режиссуры Пырьева, и сам фильм мне видится неудачным, но роль Яковлева - единственная из ролей в этом варианте экранизации, которая мне не только запомнилась, но и ощущается достаточно точной. А на фоне того, что, как выяснилось позже, психофизика актера крайне далека от психофизики князя Мышкина, роль можно считать и вовсе очень-очень удавшейся.
1962 год. "Гусарская баллада". Поручик Ржевский
Звездная роль. Настоящая звездная роль, украсившая фильм, подчеркнувшая комедийное дарование актера, сделавшая самого Яковлева - знаменитым, а поручика Ржевского - героем серии анекдотов, живых и поныне.
1966 год. "Выстрел". Граф
Вот что интересно... По детско-юношеским воспоминаниям, Графа я воспринимал, так сказать, редиской, а Сильвио - несправедливо обиженным. И когда в более взрослом возрасте перечитал Пушкина, был просто потрясен несоответствием моего подросткового восприятия и взрослого.
Самым подлым образом спровоцировав дуэль, Сильвио строит из себя обиженку, но параллельно предвкушает - как будет убивать Графа. На пощечину ему плевать, оскорбленным он себя не чувствует, он убить веселого парнягу хочет - и это затмевает всё.
А тот, паразит, и перед лицом смерти не испугался. Поплевывает себе вишневыми косточками - и хоть бы хны.
И задумал закомплексованный придурок страшную месть - дождаться, когда жизнь Графу станет дорогА, а уж потом использовать право на выстрел. И дождался же. Правда, это только такой придурок, как Сильвио, мог решить, что Граф за себя испугался... Граф о жене любимой думал, о том, чтобы она, хотя бы, не увидела дуэли. Но не дрожал и не отказывался.
А Сильвио - конкретный придурок, о чем его финальный монолог и говорит.
Но просчитался понтярщик, ибо Граф - человек незакомплексованный и добродушный... простил его. Жаль, Сильвио об этом не узнал, он то думал, что месть его удалась.
1967 год. "Анна Каренина". Стива Облонский
Яковлев сыграл в знаменитой экранизации Зархи (лучшей экранизации этого романа) брата Анны - обаятельного повесу, инфантила и человека чрезвычайной безответственности.
1969 год. "Король-олень". Дерамо, король Серендиппа
Сам фильм такой... на любителя. В детстве я его раз видел - переплевался. А в более взрослом возрасте - заинтересовался. Философичная история. Ну а Дерамо - абсолютно положительный герой. И этот абсолютно положительной герой в исполнении Юрия Яковлева тошноты не вызывает (что редкость, ибо даже менее идеальные герои обычно весьма тошнотворны в своей положительности).
1972 год. "Опасный поворот". Роберт Кэплен
Экранизация Владимиром Басовым одноименной пьесы Пристли. Фильм я смотрел не на премьерном показе - мал тогда еще был, а позже, где-то во второй половине 70-х. Фильм меня покорил полностью. И мне было очень жалко Роберта, хотя и я понимал, что он действительно уже не может остановиться.
1973 год. "Иван Васильевич меняет профессию". Иоанн Васильевич Грозный и Иван Васильевич Бунша
Ну, собственно, тут и сказать нечего. И фильм шедевр, и роли сыграны шедеврально.
1975 год. "Ирония судьбы или С легким паром". Ипполит
И снова - ни прибавить, ни убавить. Не представляю в этой роли никого другого. Басилашвили был бы совсем другим Ипполитом, а от этого и вся история былабы другая.
1981 год. "Карнавал". Михаил Осипович Соломатин
Да, надо быть очень хорошим актером, чтобы сыграть такого, как Соломатин. Бездушная скотина, но какой пушистый - настолько пушистый, что в его личное скотство как-то даже трудно поверить!
1981 год. "Мы, нижеподписавшиеся". Юрий Николаевич Девятов, председатель комиссии
Сколько прошло лет, а фильм не потерял актуальности. И... не надо говорить, что в СССР были какие-то особые люди, а сейчас они испортились. Ноги растут - оттуда. Такая гора могла "родить" только мышь, что бы ни говорили идеализаторы.
1986 год. "Кин-дза-дза". Пацак Би
Шедеврально!!
Низкий поклон Вам, Юрий Васильевич!
Journal information