Начну с картины Петрова-Водкина "Рабочий Петроград". Датируется она 1937 годом, но отображает, по словам автора, 1922 год. Картина интересна еще и тем, что автор сам дает ее описание.
Картина создавалась художником для выставки «Индустрия социализма» 1939 года. Автор говорил о своем замысле следующее: «Я стремлюсь передать исторический момент, когда наша страна, победив на фронтах Гражданской войны, стала переходить к мирному строительству. Время действия – 1922 г. Весна. Рабочая семья получила квартиру в центре города. Прежний хозяин ее – фабрикант или банкир, сбежал за границу. [Новый] Хозяин – в белой рубашке за столом с трубкой. Его жена с ребенком в кресле. Затем ее отец … из деревни. Человек, сидящий за столом, рассказывает – пять лет он отсутствовал. Все охают и радуются. Дальше – типаж как бы бывшей земской учительницы. Рядом – с фронта раненый, который что-то говорит девушке, они невольно влюбляются. В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, почему были несчастья на земле русской. Кругом светлая белая ночь».
Искусствоведы отмечают, что, хоть замысел и позитивный, но в картине видно напряжение и противоречивость. Честно говоря, я такого не увидел, а вы?
Владимир Серов "Кухня и домком" (1948 год)

Как видим - на потолке неслабая дыра, домком пришёл разбираться, и жиличка праведно негодует, а главный домкомовец пытается её успокоить. Второй мужик смотрит на потолок, тихо охреневая. Видимо, бухгалтер - прикидывает, во что выльется ремонт. И что отмазаться от ремонта не удастся. Кстати, обратили внимание - дамочки при параде, с утра, видимо, мужуков ждали, принарядились, причесочки сделали. Та, что на переднем плане, даже туфли на каблучках нацепила. 48-й год, с мужиками же напряг, чО! И даже такие убогие, как в этом домкоме, вполне ценятся, если заарканить удастся ))
Художник неизвестен

По стилистике похоже, что картина более или менее нового времени, а сама картина меня ассоциативно отправила к "Покровским воротам" :) Тётушка Костика мыла места, так сказать, общего пользования, но тут зазвонил телефон, и она отправилась принимать звонок от очередной пассии племянника )
На этом, увы, всё. Не то, чтобы больше нет картин с коммунальными картинами, подходящих - нет. Интерьерные я отмел, искал жанровые, а большинство жанровых - подчеркнуто сатирические, причем, это злобно-ненавистнические новоделы. И как по мне, то это - гуано. Не потому, что я - восторженный певец коммуналок, отнюдь. Просто я считаю идиотическим картины, написанные современными ушлёпками - которые изображают кухни со сплошными красноносыми уродами. Это уже не сатира, это чистое злобствование. И, по-моему, они больше характеризуют авторов, чем коммунальный быт. Потому что быт - он был разным, но никогда не был только черным, а вот авторы - какие-то моральные уроды, обиженные на весь свет.
Как пример незлобного юмора/сатиры
Виктор Богорад "Коммунальная квартира"
Неделя Коммунальных квартир
Фильм "Уплотнение"
Как вместить 10 семей в одну квартиру
Коммунальная квартира в изобразительном искусстве
Как Санька жил в коммунальной квартире
Коммунальный быт в фельетонах
Внимание - КОНКУРС! Коммуналки в кино!
Про коммуналку Санькиной сестры
Коммунальный "рай" - воспоминания черного цвета. Не мои
Итоги конкурса "Коммуналка в кино"
Список фильмов про коммуналку
Про Петьку-алкоголика и канцелярский клей
Journal information