Все это - мимо, фильм был снят за несколько дней в кинокомитете Петрограда, в самых минимальных декорациях.
Сюжет пропагандистский, сплошная идеология: в рамках компании по уплотнению в квартиру профессора (ау, Филипп Филиппыч!) подселили слесаря с дочерью. А у профессора, естественно, есть сын, точнее - два. К слесарю все время ходят гости, проф сначала недоволен, но потом проникается и начинает читать рабочим лекции, а его сынок и дочь слесаря тем временем полюбляют друг друга. А страший сын профессора - гад какой! - не проникается и вредит, за что и попадает в кутузку.
В общем, фигня на постном масле.
А чем же этот фильм тогда интересен?

Его премьера состоялась 7 ноября 1918 года. Место премьеры - кинематограф «Сплендид палас» (Петербург, Караванная улица, 12 — набережная реки Фонтанки, 15)
Это - живая история.
В ролях:
Иван Лерский-Далин — слесарь Пульников
Дмитрий Лещенко — профессор Хрустин
Наркома просвещения играет нарком просвещения Анатолий Луначарский (камео, так сказать). Он же является одним из авторов сценария (и кому нонешний минобра не нравится? а автора такого сценария не хотите? :)))
Режиссеры: Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов
Сценарий: Анатолий Луначарский, Александр Пантелеев
Оператор: Владимир Лемке
Первая сценарная работа А.В.Луначарского. Первая советская кинопостановка Петроградского кинокомитета (сейчас — киностудия «Ленфильм»)
Велкам, народ, это НЕЛЬЗЯ пропустить!!
///фильм сохранился не полностью///
Рецензия от AlexMot с Кинопоиска
Уплотнение — изъятие в Советской России в 1918-1924 годах «излишков жилплощади» в пользу лиц пролетарского происхождения.
Данный фильм уникален тем, что он является одним из первых советских фильмов. Это самое начало эпохи агитационно-пропагандистских фильмов. В 1922 году В. И. Ленин скажет наркому просвещения Анатолию Луначарскому (который, кстати, участвовал в написании сценария и появляется в нескольких кадрах этого фильма): «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». И действительно, с первых шагов советское кино наполнено пропагандистскими мотивами.
Фильм интересен своей детской наивностью в попытках объяснить важность в жилищном вопросе такой меры, как уплотнение. Здесь интеллигент(профессор) идет всеми силами на встречу рабочему классу (рабочим, жившим до революции в подвале), он не просто спокойно отказывается от «излишков» жилплощади, но и ведет культурную работу среди новых жильцов. В конце концов профессор даже не против обручения своей дочери с простым рабочим из подвала.
Естественно эта идиллическая картина никак не соответствовала реальности, так как никто не желал расставаться со своей квартирой или делиться так называемыми «излишками жилплощади» с необразованными, грязными и иногда буйными представителями рабочего класса. Более правдоподобную картину уплотнения и отношения к нему интеллигенции мы можем прочитать у Михаила Булгакова в «Собачьем сердце», выраженную в гневных монологах профессора Преображенского.
В любом случае этот фильм стоит посмотреть людям, интересующимся как историей России в целом, так и историей кино в частности.
http://www.kinopoisk.ru/film/40814/
На фото - Кинопередвижка Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса. 1935 год (© Мультимедиа-арт-музей)
Неделя Коммунальных квартир
Фильм "Уплотнение"
Как вместить 10 семей в одну квартиру
Коммунальная квартира в изобразительном искусстве
Как Санька жил в коммунальной квартире
Коммунальный быт в фельетонах
Внимание - КОНКУРС! Коммуналки в кино!
Про коммуналку Санькиной сестры
Коммунальный "рай" - воспоминания черного цвета. Не мои
Итоги конкурса "Коммуналка в кино"
Список фильмов про коммуналку
Про Петьку-алкоголика и канцелярский клей
Journal information