Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

Categories:

Будда Вайрочана из Тодай-дзи - Церетели горько плачет, ему и не снился такой размах

Продолжу своё маленькое открытие Японии. Сегодня я веду репортаж из храмового комплекса Тодай-дзи города Нара.

Бывает, мы сетуем, что потратили кучу денег не на то. Еще чаще сетуем, что не на то тратит бюджетные деньги правительство. Но, спорим, никому еще не удавалось сотворить того, что сотворил император Сёма в своём религиозном экстазе, ввергнув страну в банкротство?





Начало VII века - это триумфальное шествие буддизма по Японии. Учение Будды, которое принес кореец Кунинакано Кимимаро, прижилось и распространилось, без особых конфликтов смешиваясь с традиционным японским синтоизмом. И вот император Сёму решил во славу императорского двора (а также для защиты от неприятностей, как без этого) создать в столице (на тот момент это был город Нара) Великий Восточный Храм, центр буддизма. Основой этого храма должна была стать огромная статуя Будды (15 метров высотой (с постаментом - 22 метра), для сравнения: знаменитый Египетский Сфинкс имеет рост 20 метров). Проект статуи разработала команда под руководством всё того же Кимимаро, создали уменьшенную модель-прототип. А дальше что-то пошло не так...

Создали остов из бревен, обмазали смесью глины песка - на это ушел год. Следующие два года кроглосуточно велись работы по литью. СЕМЬ раз отливка заканчивалась неудачно. Лишь восьмая попытка увенчалась успехом - после того, как руководить процессом позвали Кимаморо. Пока бились со статуей, вся Япония стояла на ушах - хоть каким-то образом был задействован в деле практически каждый десятый японец. В числе прочего - носом рыли землю, отыскивая залежи золота. И нашли - в провинции Муцу, на дальнем-дальнем севере. Бронзы понадобилось - 437 тонн. Это был весь бронзовый запас Японии, больше ничего не осталось - и несколько веков больше ничего из бронзы не делалось. Ртути израсходовали 70 килограмм, воска - 7, золота (на покрытие статуи) - 150 килограмм.



Лес для самого храма, в частности - зала Дайбуцудэн (зал Большого Будды) рубили в горах и с его доставкой возникали сложности, так как плоты застревали при сплаве. Чтобы решить проблему, реку разбили на участки: на таком участке возводили плотину, чтобы вода поднялась и лишь потом пускали плоты. На следующем участке повторялось то же самое, а потом снова и снова - пока плоты, наконец, не приходили в Нару.
Сколько народу погибло и покалечилось при этом - трудно представить. Много. И вот 9 апреля 752 года состоялась торжественная церемония открытия и освящения статуи: причем, самое важное действо ("открытие глаз") совершил индус Бодайсенна, специально приглашенный по такому случаю. И это, вероятно, был вообще первый индус, ступивший на японские острова. Бодайсенна во время церемонии нарисовал Будде глаза (по метру в диаметре).
...Вот только страна стала банкротом - выложилась полностью.



Через сто лет, в 855 году во время землетрясения у Будды отвалилась голова. О более мелких неприятностях рассказывать не буду, перенесемся в Двенадцатый век. Война между великими кланами Минамото и Тайра коснулась и храма Тодай-дзи - все постройки (деревянные) сгорели полностью, и при этом погибло около 1700 человек, искавшие защиты около Будды, сколько народу погибло в других строениях храмового комплекса - неизвестно, но точно несколько сотен. И снова пострадала голова статуи. Когда война закончилась, 60-летний монах Тёган начал сбор средств на восстановление статуи и храма. Не смотря на свой преклонный возраст (а по тем ременам - особенно), Тёган неутомимо разъяснял, просил, организовывал... И вот в 1185 году удалось отлить новую голову Будды (отливал, кстати, китаец Чэнь Хоцин, в Японии снова не нашлось мастеров для отливки), а в 12 марта 1195 года была совершена и церемония открытия самого храма.



В 1567 году Храм снова сгорел дотла... И в этот раз на восстановление понадобилось ооочень много лет - лишь в 1709 году Дайбуцудэн снова был отстроен, но уже пожиже, чем оба предыдущих. Однако, даже этот Зал в настоящее время является самым высоким деревянным строением мира.



А Будда Вайрочана продолжает шутить... В Дайбуцудэн есть несущие колонны, в нижней части которых есть отверстие, по размеру равное ноздрям Будды. Согласно поверью, тот, кто пролезет через это отверстие, получит благословение и просветление. Вот только... эти "ноздри" лишь кажутся "просторными", а потому дикошарые посетители, не соизмерив свои размеры с размерами отвертий, часто застревают в них. У меня есть подозрения, что для их вытягивания уже создана специальная служба.



Ах, да!
Еще олени ) Больше тысячи совершенно ручных оленей живут в парке около храмового комплкса




Tags: Япония
Subscribe

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Комаки Курихара - японская актриса советского кино

    Комаки Курихара сейчас 75 лет, она - владелица театра, в котором ставят пьесы русских драматургов. Любовь Комаки к России не случайна - именно…

  • Лисички в Камакуро

    За что мне особенно нравится моя работа - так это за разнообразие. И даже когда приходится делать что-то нудное, я всегда знаю, что после будет…

  • Искусство рисовых полей

    С 1993 фермеры японской деревни Инакадате в Префектуре Аомори создают тщательно продуманные картины на рисовых полях, смешивая множество сортов риса…

promo kino_sssr february 10, 2025 23:08 41
Buy for 100 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и более позднее, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Комаки Курихара - японская актриса советского кино

    Комаки Курихара сейчас 75 лет, она - владелица театра, в котором ставят пьесы русских драматургов. Любовь Комаки к России не случайна - именно…

  • Лисички в Камакуро

    За что мне особенно нравится моя работа - так это за разнообразие. И даже когда приходится делать что-то нудное, я всегда знаю, что после будет…

  • Искусство рисовых полей

    С 1993 фермеры японской деревни Инакадате в Префектуре Аомори создают тщательно продуманные картины на рисовых полях, смешивая множество сортов риса…