Александр (kino_sssr) wrote,
Александр
kino_sssr

_Так сколько тебе лет, Господин Великий Новгород, — древняя столица Руси?

Оригинал взят у voronkov_kirill в _Так сколько тебе лет, Господин Великий Новгород, — древняя столица Руси?

Софийский собор

Новгород Великий, Софийский собор. (Фото: ИЗЫНТЫРНЭТА)


Казалось бы, странный вопрос. Великий Новгород – одна из первых столиц Руси – имеет официальную дату «основания» — 859 год. В современной историографии датой основания городов принято считать первое упоминание о них в летописных источниках. Однако, под этой датой (6367 год от отворения мира) в летописях приводится запись о смерти новгородского старейшины Гостомысла. В то время как сам город существовал задолго до упомянутого события. К тому же, под большим вопросом остаётся и тот факт, что данное упоминание является первым…


Как и древнейшая история Руси и славян, древность Великого Новгорода — почти табуированная тема в мировой историографии. Официально история нашего государства начинается на рубеже IX-X веков, а до этого периода никакой славянской истории как бы и не существует. Никак не объясняется древность русского языка, наиболее приближённого к санскриту из всех европейских, а, следовательно, древнейшего из них. Просто так, из ниоткуда, вдруг… появляется огромное государство, сопоставимое по площади с Римской империей, обладающее огромным по тем временам флотом, осаждающем сам Царьград, которое древние скандинавы именовали «Гардарикой», т.е. «Страной городов», раскинувшейся «от пределов севера» до Понта Эвксинского (Чёрного моря), утратившего уже с IX века свое эллинское название в силу того, что сами греки переименовали его в «Русское море».

Ярославово дворище

Новгород Великий, Ярославово дворище. Фото: ИЗЫНТЫРНЭТА.


Знаем ли мы ещё хоть один в истории пример такого стремительного, одномоментного появления государственных образований? Нет, не знаем. А может, мы знаем иные живущие народы, являющиеся носителями древнейших языков, о древней истории которых науке ничего не известно? И о таких нам неведомо. А есть ли хоть одна территория в Европе, да что там в Европе — во всём мире, жители которой имели практически поголовную письменную грамотность уже в XII веке? Есть. И об этой территории мировой науке известно уже седьмой десяток лет! И седьмой десяток лет этому факту принято не придавать должного значения. Я, конечно же, говорю о новгородских берестяных грамотах. С 50-х годов XX века их найдено уже более тысячи. Берестяные грамоты, конечно же, находили и в других местах. Но это, как правило, были единичные находки, представляющие по своему содержанию официальные письма или документы. Количество же и содержание новгородских грамот не оставляют никакого сомнения в том, что письменность в древнем Новгороде была обыденным бытовым делом и ею владели все сословия и возраста:


Новгородская берестяная грамота №9


«От Гостяты к Васильви. Еже ми отец даял и роди сдаяли, а то за ним. А ныне водя новоую женоу а мне не вдасть ничто же. Избив роукы, поустил же мя, а иноую поял. Доеди добре створя.»

(От Гостяты к Василию. Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, он мне не даёт ничего. Ударив по рукам [в знак помолвки], он меня прогнал, а другую взял в жёны. Приезжай, сделай милость). — Брошенная жена пишет письмо родственнику.


Или вот такие тексты:


«Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».

(Поклон от Михаила к господину Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека с разрешением, а то мы не смеем брать ржи без твоего слова). — Распределение зерна для посевов в те времена находилось под жёстким контролем феодала. Обычный приказчик просит у господина разрешение начать посев.


«От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане ли здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле.»

(От Бориса к Настасьи. Как придёт эта грамота, так пришли мне слугу на жеребце, так как здесь дел много. Да пришли рубашку, рубашку забыл). — Борис, находящийся за где-то пределами Новгорода, просит жену прислать коня для разъездов по делам и вспоминает, что забыл взять рубаху.


Вобщем, тексты большинства грамот настолько банальны, что из них ясно следует — это простые записки, альтернатива, если хотите, мобильной связи средних веков.



Но вернёмся к вопросу древности самого Новгорода…

Есть такой исторический документ: «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Это т.н. «поздняя» летопись, датированная XVII веком, и до наших дней сохранилось более ста её списков. В ней говориться о заселении окрестностей Новгорода племенами словен; о предках русского народа — князьях Словене и Русе, являющихся потомками князя Скифа; о дорюриковской истории русского государства; о том, что сам Рюрик является внуком новгородского старейшины Гостомысла и сыном новгородской княжны Умилы; о том, что на месте Новгорода было более древнее поселение — город Словенск и основан он был в 3099 году от сотворения мира, а это ни много ни мало 2409 год до н.э. Летопись даёт объяснение гидронимов и топонимов новгородских окрестностей, которые сохранились до наших дней; в ней, также, говорится об основании города Руса (современная Старая Русса); повествуется о переговорах русских князей с Александром Македонским, о военном походе словен на «страны Египетские» и Грецию. При этом, летопись коррелируется с Повестью временных лет и не противоречит ей, поясняя, что заселение славянами истоков Волхова и оз. Ильменя, описанное в ПВЛ было уже третьим по счёту. Эти места прежде дважды оставлялись славянами из-за эпидемии и из-за нашествий врагов: «А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них». И при последнем заселении был отстроен «новый город» — Новгород. В общем, много интересных и даже «фантастических» фактов изложено в этом сказании…


Внуки Гостомысла — Рюрик, Трувор, Сиеус

Илья Глазунов, триптих «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, СинеусРР», 1986.

1. Остров Рюген. Жрец; 2. Внуки Гостомысла; 3. Умила новгородская, мать Рюрика.


Конечно же, официальная мировая историография занесла её в разряд мифов. Основанием для этого служит, прежде всего, поздняя датировка летописи и тот факт, что её первоисточником являются «народные сказки». Однако, любая летопись — это записанный материал, прежде бывший устными сказаниями. О том, что «Сказание о Словене и Русе…» имело широкое хождение в устной новгородской традиции было хорошо известно ещё в XVII веке. Его пересказ или сходная информация содержится в трудах Крёкшина, Ломоносова, Татищева и других историков, а также в Иоакимовской летописи: «сыны Иафетовы и внуки отделились, и один от князь, Славен с братом Скифом, ведя многие войны на востоке, идя к западу, многие земли у Чермного моря и Дуная себе покорили. И от старшего брата прозвались славяне, а греки их либо похвально алазоны, либо поносно амазоны (что значит жены без титек) именовали, как о том стихотворец древний Ювелий говорит.»


И никого из представителей мировой академической науки не смущает, что та же Илиада Гомера описывает события, «происходившие» за 400-500 лет до рождения самого Гомера, и что при её создании он опирался лишь на устные мифы и сказания своего народа. И что шлимановская «Троя» соответствует гомеровской лишь тем, что стоит на холме и больше ничем. Археологические раскопки скорее опровергают, чем подтверждают её местоположение. Однако, Гомер признан, Троя — вот она, пожалуйста.

И никто не придаёт значения тому, что в 2-х км. к югу от исторической части Новгорода (Рюриково городище) раскопаны поселения VIII века и ранее. И что у истока Волхова и озера Ильменя по археологическим данным сгусток стоянок и поселений вообще прослеживается ещё с эпохи неолита (4-3 тыс. до н.э.)


Более того, самая древняя из русских летописей — Лаврентьевская летопись (1377 г.) — признанная академической наукой, отнюдь не умалчивает о сем факте, прямо повествуя, что в I (первом) веке, когда на месте Киева был просто холм, на месте Новгорода был город Словенск, где жили люди. И это были не какие-то дикие племена в шкурах, нет. Они, по свидетельству апостола Андрея, парились в банях, чему он был несказанно удивлён, т.к. прежде такого никогда не видел, как и другие римляне.

л.3, об

Лаврентьевская летопись, л.3, об.


«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и захотел отправиться в Рим и проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел в Словени [!], где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись;»

Tags: Древняя Русь, Новгород, Россия, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путеводитель по советскому кино

    Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам.…

  • Мой добрый папа (1970)

    Душевная экранизация одноименной повести Виктора Голявкина о музыкальной семье, живущей в довоенном/военном Баку. Рассказ ведется от лица мальчика,…

  • Интриган / Сладчайший полет (1935)

    От второго названия вот прямо разит пошлостью – видимо поэтому его для проката и заменили на «Интригана», хотя в эпитете…

promo kino_sssr february 10, 2020 23:08 35
Buy for 50 tokens
Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Охватываю на данный момент, в основном, период с 1930+ по 1991 годы, но случается и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments