Хотелось бы обратиться к классике, и ознакомить аудиторию с творчеством небезызвестного российского художника Перова В.Г.
"Проповедь в селе"
В полотне "Проповедь на селе" Перов, изображая священника, произносящего с амвона "Несть бо власти аще не от бога", показывает, как реагируют на слова проповеди представители разных сословий. Юная миловидная помещица, лицемерно прикрывшись крошечным молитвенником, развлекается светской беседой со своим молодым соседом, в то время как ее престарелый супруг дремлет в креслах. Слева от них группа крестьян: равнодушный, ко всему притерпевшийся старик странник и рыжий мужик, насмешливо-недоуменно почесывающий затылок. Его жест - единственный прямой и достаточно красноречивый комментарий к словам священника. Видимо, начиная эту работу, Перов и не помышлял вкладывать в картину второй, скрытый смысл.
"Сельский крестный ход на Пасхе"
Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь – одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль – нищий, несущий икону вверх ногами. Но Всевидящее око на хоругви – будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда. Пасмурный пейзаж, диссонирующие движения участников процессии, тоскливый рассвет подчеркивают убогость всей сцены. Картину удалили как "безнравственное" произведение с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать посетителям.
"Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"
Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую – нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.
"Трапеза"
Сюжет картины не столь прямолинеен, как прежде, и все же она полна самого беспощадного обличения духовенства. В ней разоблачаются лицемерие и порочность морали церковников, лживость их учения о презрении к земным благам и любви к ближнему, незлобивости и всепрощении. Представив обед в монастырской трапезной, Перов наглядно показал, что и внутри церковников существует лживость и социальная рознь. На картине изображено и раболепство монахов перед знатными посетителями, и их безразличие к страданиям бедняков, и жадность, и скупость, их злость, чревоугодие, подхалимство. Художник наделил каждого из персонажей чертами характера, ярко выражающими тот или иной порок.
С этими и другими картинами в оргинале можно ознакомиться в Третьяковской галерее.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Journal information